Без рубрики

Идеальная структура музыкального альбома

Любой музыкант, решивший заниматься музыкой всерьёз и зарабатывать музыкой деньги, рано или поздно столкнётся с записью собственного альбома. Ну и что? Ну, записал я 10-15 песен, вот тебе и альбом, скажете Вы.

Но не всё так просто. Настоящий музыкальный альбом – это не просто песни, абы как собранные на одном носителе. Это всё-таки законченное художественное произведение.

Возьмем, например небезызвестный «Хорошо темперированный клавир» великого Баха. Он представляет собой не просто набор произведений для клавира. Этим «альбомом» Бах конкретно хотел представить музыкантам того времени все преимущества новых музыкальных строев. И он сделал это.

Но речь в данной статье пойдёт не о Бахе, и не о концепции, а о том, как имея набор песен собрать их в альбом и сделать так, чтобы это был именно альбом, а не просто сборник песен.

Я имел опыт создания музыкальных альбомов и поэтому на практике уяснил, какая продолжительность альбома является оптимальной, сколько песен должно быть в альбоме и т.д. Обо всём этом и многом другом я поведаю Вам далее в этой статье.

1. Тип альбома

Прежде всего, конечно нужно определиться с типом будущего альбома, а типов альбомов существует немало. Прежде всего, музыкальные альбомы делятся по продолжительности и делятся на три типа:

  1. LP – стандартный альбом на одной стандартной виниловой пластинке или на одном CD с продолжительностью звучания 35—60 минут для винила и 35—80 минут для CD.
  2. EP – мини-альбом с продолжительностью звучания до 35 минут.
  3. И третий тип – мульитидисковый альбом. Такой альбом может быть двойным, т.е. на двух носителях; тройным, т.е. на трёх и т.д.

Есть также тип альбома, который по большому счёту альбомом и не считается, но, тем не менее, упомянуть его стоит. Это – сингл, мини-альбом, который состоит из 2-3 (реже более) песен.

Так, ну и теперь, по идее зная это, Вам остается лишь определиться, под какой тип альбома попадает Ваше количество песен. Так ведь? Нет, не так!

Тип будущего альбома следует выбирать ещё до его создания. Следует определиться заранее, что Вы хотите: LP, EP, сингл или двойник, и только тогда начинать альбом записывать.

2. Продолжительность звучания

Когда я работаю с кем-либо над музыкальным альбомом, меня часто спрашивают те, с кем я работаю: «А сколько, мол, песен нужно для альбома? 10, 15, 20 или 50?». Но я всегда отвечаю, что прежде важно не количество песен, а продолжительность альбома по времени звучания.

Мой опыт показал, что после прослушивания, например 5 песен по 10 минут каждая и 10 песен по 5 минут каждая, в одном жанре воспринимаются одинаково. Я долго не мог понять, почему так происходит, но так действительно происходит.

Поэтому я вновь повторюсь, что важней не количество песен в альбоме, а длительность альбома по времени звучания. Многие поначалу с этим не соглашаются. Но это поначалу…

Несколько лет назад я мечтал найти и постоянно искал некую «оптимальную продолжительность звучания альбома». Хотите, верьте, хотите, нет, но в итоге я её нашёл!

Это может показаться странным, но я понял, что для любого стиля оптимальная продолжительность звучания альбома – пластинка, т.е. 40-45 +/- 2-3 минуты.

Почему так происходит, мне тоже непонятно до сих пор… Почему вне зависимости от стиля музыки, альбом на 35 минут звучания кажется куцым, а альбом длительностью в 60 минут начинает под конец сильно утомлять?

Вот и мне до сих пор остаётся это неясным. Почему я всегда замечаю, что альбом длится меньше или больше 40-45 минут, не глядя на временную шкалу? Возможно, так устроен человек, его психология… По крайней мере, я советую обязательно и Вам обратить на это внимание.

3. Количество песен

Количество песен в альбоме также очень важно. Теоретически, если взять «идеальную» продолжительность альбома в 40-45 минут и разделить её на среднестатистическую продолжительность песни в 4 минуты, то мы получим, условно говоря, 10-11 песен.

Как ни странно, но количество примерно в 10-12 песен в альбоме, как правило, и бывает оптимальным. Хотя здесь лишь повторюсь, что количество песен в меньшей степени влияет на восприятие альбома, нежели последовательность песен и продолжительность его звучания. Поэтому на количестве песен, слишком сильно заморачиваться не следует.

4. Последовательность песен

А вот последовательность песен в альбоме, как я уже сказал, куда как важней чем их количество. Конечно если альбом концептуальный, как «The Dark Side of The Moon» группы Pink Floyd, то последовательность песен формируется ещё на этапе их сочинения.

Но если у Вас просто есть определённое количество песен, объединённых какой-то общей идеей, но разных по характеру Вам нужно будет тщательно обдумать их последовательность в альбоме уже после того как они будут записаны.

Хотя скажу Вам сразу одну интересную вещь. Последнее время я вообще не думаю над расположением песен в альбоме, и располагаю их в той последовательности, в которой они создаются. Самое удивительное, что в итоге последовательность песен получается, чуть ли не идеальной!

Конечно не факт, что у Вас так же точно получится, но, тем не менее, я бы советовал Вам попробовать, поэкспериментировать. Возможно, результат Вас приятно удивит.

Ну, хорошо, с этим думаю ясно. Как же всё-таки, спросите Вы, расположить например десяток песен в альбоме? Объясняю…

Прежде всего, нужно определиться с какой песни начать альбом и какой его закончить. Здесь многие скажут, что начинать альбом надо с самой хитовой песни, но я так не считаю. Мой личный опыт показывает, что наилучшим образом хитовая песня воспринимается, будучи поставленной на второе место.

Я советую начинать альбом с не самой хитовой песни, а, если позволите так выразиться, со второй по «хитовости». В таком случае менее «хитовая» песня как бы настроит слушателя на сам альбом и одновременно подготовит его ко второй, возможно заглавной песни альбома.

Что касается баллад, то для них наилучшие места в альбоме – 3-е, 4-е и 7-е. Вообще больше 2-3 баллад в альбом я включать не советую, равно как заканчивать и начинать балладой альбом, поэтому эти места и являются для баллад наиболее подходящими.

Если у Вас в альбоме есть ещё хит помимо двух упомянутых ранее, то ему самое место быть последним, дабы закончить альбом красиво и сделать его запоминающимся. Ну, а все неупомянутые номера будут для остальных песен, которые обычно являются так сказать «проходящими».

Главное – избегайте равномерности чередования песен в альбоме типа: «бестрая-средняя-медленная-бестрая-средняя-медленная…». Не бойтесь поставить, например две баллады рядом и т.п. Здесь нужно просто экспериментировать, слушать и делать выводы.

5. Тональный план

В завершении хочется упомянуть об ещё одной важной вещи, которая называется тональный план, то есть чередование тональностей песен в альбоме. Вы, возможно, удивитесь, но это очень и очень существенно влияет на восприятие альбома.

Если у Вас скажем несколько песен в одной и той же тональности, то их не стоит ставить одну за другой, даже если по всем остальным параметрам они оптимально друг с другом сочетаются.

Прослушивание нескольких песен подряд в одной и той же тональности очень сильно утомляет. Я проверял это много раз и каждый раз убеждался в том, что это правда.

Поэтому советую Вам не пренебрегать тональным планом и искать компромиссы, размещая песни в альбоме.

Заключение

Ну что ж, а на этом я думаю, стоит закончить данную статью. Теперь я надеюсь, Вы получили ответы на интересовавшие Вас вопросы и теперь Вам будет намного проще, когда будете записывать свой собственный альбом. Успехов Вам!

___________________

Автор: Андрей Скидан

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

.