При упоминании слова «сведение» на ум сразу приходят три момента: управление уровнями, эквализация и эффекты.
Безусловно, это очень важные аспекты, но, тем не менее, по какой-то причине должным образом не рассматривается такой важный вопрос, как размещение звуковых элементов в стереопространстве, а проще говоря – панорамирование. А ведь без этого и речи быть не может о получении цельного качественного микса.
Конечно, радикальное панорамирование источников делает их очень заметными в миксе, особенно, если прослушивать в наушниках. Но всегда ли это оправдано и не станет ли такая панорама преградой на пути к требуемой художественной цели?
Профессиональные звукорежиссеры предпочитают создавать в миксе отдельные пространства для каждого инструмента, используя не только эквалайзеры и эффекты, но и грамотное осмотрительное панорамирование.
На сцене
Итак, что же имеют в виду под понятием «звуковая сцена»? Это ощущение объемности звукового пространства, которое появляется время прослушивания записи – кажется, что звук идет из какого-то реального места.
При работе с акустической или рок-музыкой вам наверняка придется поставить себя на место слушателя, который пришел на концерт. Таким образом, одной из целей сведения является воссоздание ощущения пространства и расположения источников аналогичное тому, которое можно получить при наблюдении живой игры группы.
Откровенно говоря, во время рок- или поп-концертов расположение источников определяется нами с помощью не столько слуха, сколько зрения, так как в большинстве случаев все инструменты воспроизводятся посредством одной системы усиления звука. Для интереса попробуйте закрыть глаза и определить их реальную позицию.
Современные технологии звукозаписи делают возможным захват всех элементов с максимальной точностью. В наше время зачастую используют многодорожечную поканальную запись. Таким образом, задача звукорежиссера заключается в создании пространства и глубины в дорожках, которые записаны в индивидуальные микрофоны, не редко с полной изоляцией от остальных источников.
Сейчас сравнительно редко можно наблюдать запись группы «гаражом», разве что во время записи живого концерта.
Безусловно, каждый музыкальный стиль нуждается в индивидуальном подходе.
Например, для рока требуется более или менее реалистичная звуковая картина, тогда как электронная музыка, которая в большинстве случаев полностью создается в виртуальной среде, позволяет более свободное экспериментирование. Ей не нужно стремиться к воссозданию какого-то реального пространства, поэтому здесь допустимо использование радикального панорамирования инструментов и эффектов.
К тому же в этом случае эффекты могут оживлять звуки, созданные в виртуальной среде и никогда никаким образом даже не соприкасавшиеся с реальным акустическим пространством, в отличие от звуков, записанных с помощью микрофона.