Вопрос качества кабеля часто волнует начинающих звукорежиссёров. Одни считают, что нужно использовать только дорогие кабели, другие уверенны, что стоимость кабеля никак не влияет на качество звука. Давайте попробуем детально разобраться в этом вопросе.
Естественно, при записи главная задача звукорежиссера заключается в сохранении звука с минимальным количеством искажений, а некачественный кабель может сузить частотный диапазон и добавить в звук шумы. Но здесь имеется в виду именно некачественный кабель.
Стоимость кабеля на практике практически не влияет на его качество. В большинстве случаев и дешевые, и дорогие кабели производятся из одних и тех же материалов, а разница в их цене может объясняться наличием или отсутствием позолоты на штекерах. Конечное же качество записи зависит, прежде всего, от профессионализма звукорежиссера.
В студийных условиях все проблемы, связанные с потерями в звуке из-за кабеля, обычно решаются с помощью простого XLR-подключения. Суть этой технологии заключается в передаче звукового сигнала при балансном подключении не по двум проводам, один из которых – сигнальный кабель, а второй – обмотка; а по трем или четырем, два из которых – сигнальные кабели, а третий – обмотка, или два кабеля и две обмотки для каждого из них.
Какой результат дает такая методика? На выходе из микрофона по одному сигнальному кабелю подается сам сигнал, а по другому – этот же сигнал, но перевернутый по фазе. Так как сигналы проходят через одинаковые кабели, они получают по пути одинаковые наводки и искажения. Затем оба сигнала попадают, например на предусилитель, который их суммирует, получает все эти шумы и наводки и вычитает их из сигнала.
С помощью этой несложной методики можно получить хорошее качество сигнала даже при использовании кабеля не самого высокого качества. Поэтому даже профессиональные студии не применяют слишком дорогие кабели, которым отдают предпочтение аудиофилы – любители «тёплого лампового звука».
Самым опасным местом кабеля, где сигнал может потерять качество, является участок между микрофоном и микрофонным предусилителем, что объясняется слабым сигналом микрофона.
Эта проблема полностью решается за счет балансного подключения и использования кабеля с минимально возможной длиной. Поэтому также предусилитель желательно поставить прямо в вокальную кабину.
Однако результаты слепого тестирования показали, что длина кабеля не оказывает столь существенного влияния на качество сигнала. Слушатели контрольной группы не смогли услышать при балансном подключении заметной разницы между записью с использованием трехметрового и такого же но десятиметрового кабеля.
Кроме этого, в результате тестирования выяснилось, что качество сигнала зависит в большей мере от качества коммутации. Например, при использовании анонимного китайского микрофонного кабеля от микрофона для караоке слушатели контрольной группы замечали явные искажения в звуке. После этого у кабеля заменили его родной штекер на более качественный, и при балансном подключении участники тестирования не заметили разницы между ним и качественным фирменным кабелем.
Еще одним опасным в плане потери качества сигнала местом является межблочный кабель, соединяющий микрофонный предусилитель и записывающее устройство, в качестве которого в наши дни обычно выступает звуковая карта.
В этом случае практически всегда применяют балансное подключение, которое позволяет существенно минимизировать все искажения.
Единственный случай, где более предпочтителен дорогой кабель – это потоковая цифровая передача данных. Но и тут покупка кабеля стоимостью 500 долларов за метр совершенно не оправдана в 99,9% случаев.
Гораздо целесообразней самому сделать шнуры, например, из качественного кабеля для спутниковых антенн, который отличается гораздо более низкой ценой при том же уровне качества.
Подводя итоги, стоит сказать, что для получения высококачественного сигнала рекомендуется использовать балансное подключение, следить за качеством коммутации и стараться применять по возможности короткие кабели, особенно на участке «микрофон-предусилитель-звуковая карта».
Кроме этого, также необходимо стараться передавать по кабелю такой громкий звук, который бы обеспечил максимальное соотношение сигнал/шум. Оптимальным решением является уровень, где значение пиков находится в районе -3 dB.
И, конечно, в завершении статьи, напомню, что следует избегать механических повреждений кабеля.
____________________
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!