Споры касательно того, что лучше, лампа или транзистор, ведутся уже давно и, по всей видимости, всё ещё не хотят прекращаться.
Эта статья призвана помочь начинающим, еще недостаточно опытным звукорежиссёрам разобраться в этом вопросе. В данной статье мы постараемся выяснить, в чем заключаются основные отличия между ламповым и транзисторным оборудованием.
Поведение при перегрузке
При перегрузке ламповой техники происходит естественная компрессия звука, вследствие чего звук становится более плотным, и искажение звука, вследствие чего он обогащается гармониками.
В последнем случае в звук добавляются четные гармоники, которые субъективно воспринимается на слух как приятные и музыкальные. Этот же принцип добавления в исходный сигнал гармоник используется, например, в приборе под названием эксайтер.
Перегрузка в транзисторной технике также сопровождается искажениями звука, однако сигнал при этом обогащается наоборот нечетными гармониками, наиболее высокие из которых не отличаются приятностью для слуха и воспринимаются именно как самые что ни наесть искажения.
Общие характеристики звучания
Практически все ламповые приборы звучат тепло – это факт. Однако, в то же время, им присущ и достаточно высокий уровень шума, возникающий вследствие сложности с качественным усилением сигналов низкого уровня.
Ламповые приборы часто довольно громоздки и характеризуются небольшим сроком службы. Они не очень хорошо переносят транспортировку, они хрупки и ненадёжны. Кроме того, ламповые приборы имеют низкий КПД.
А вот транзисторные приборы отличаются корректностью, слабовыраженной окрашенностью звучания, низким потреблением энергии и компактностью. Им не присущ такой сильный шум, как ламповым, однако звучание транзисторных приборов почти всегда сравнительно сухое.
Как можно заметить, те показатели, которые являются хорошими для ламп, у транзисторов, наоборот, находятся на низком уровне.
Использование ламп является совершенно оправданным в режиме перегрузки, при котором ламповое оборудование берет на себя функции обработки звука. Применение же транзисторной техники является целесообразным в тех случаях, когда важно добиться неокрашенности звучания, низкого уровня шума и минимальных искажений. Поэтому вряд ли вы когда-нибудь увидите, например ламповый усилитель для контрольных мониторов в студии звукозаписи.
Лампа имеет очевидное преимущество перед транзисторами также в гитарном усилительном оборудовании, где требуются особенно мягкое звучание или наоборот сильно перегруженное.
А вот для студийной практики больше подойдет звук транзисторов, отличающийся бескомпромиссностью, минимальной окрашенностью и отсутствием значительных искажений.
Стоит отметить, что на сегодняшний день всё же существуют ламповые устройства, дающие практически неокрашенный звук, и транзисторная техника с теплым бархатным саундом, но высокая стоимость этих устройств в большинстве случаев не позволяет им стать общедоступными.
Стоимость
Теперь о ценах. Стоимость близких по классу транзисторных и ламповых приборов примерно одинакова, так как дороговизна ламп, по сравнению с транзисторами, компенсируется меньшим количеством деталей и достаточно простой конструкцией.
Некоторые производители профессионального звукового оборудования выпускают комбинированные приборы, пробуя соединить в них лучшие характеристики ламп и транзисторов.
Все большую популярность приобретают, например предусилители и компрессоры с полупроводниковыми входными каскадами на малошумных микросхемах с ламповыми каскадами, отвечающими за обработку сигнала. В таких устройствах сигнал попадает на лампы уже в усиленном состоянии, что позволяет добиться довольно приличного соотношения сигнал/шум. Иными словами, благодаря присутствию полупроводников гарантируется низкий уровень шума, а использование ламп позитивно влияет на «утепление» звука.
В завершении стоит сказать, что в бытовом аудио-оборудовании применение ламп часто действительно оправдано. Объясняется это предназначением такого оборудования для услаждения слуха, а посему оно должно выдавать пусть и не честное, но зато максимально красивое звучание.
Напоследок простой совет: подходите к выбору студийного оборудования спокойно, взвешенно и, главное, с выключенными эмоциями. В этом деле не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Не будьте безапелляционны. Слушайте, читайте, думайте.
___________________
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!