Без рубрики

Что лучше лампа или транзистор?

Споры касательно того, что лучше, лампа или транзистор, ведутся уже давно и, по всей видимости, всё ещё не хотят прекращаться.

Эта статья призвана помочь начинающим, еще недостаточно опытным звукорежиссёрам разобраться в этом вопросе. В данной статье мы постараемся выяснить, в чем заключаются основные отличия между ламповым и транзисторным оборудованием.

Поведение при перегрузке

При перегрузке ламповой техники происходит естественная компрессия звука, вследствие чего звук становится более плотным, и искажение звука, вследствие чего он обогащается гармониками.

В последнем случае в звук добавляются четные гармоники, которые субъективно воспринимается на слух как приятные и музыкальные. Этот же принцип добавления в исходный сигнал гармоник используется, например, в приборе под названием эксайтер.

Перегрузка в транзисторной технике также сопровождается искажениями звука, однако сигнал при этом обогащается наоборот нечетными гармониками, наиболее высокие из которых не отличаются приятностью для слуха и воспринимаются именно как самые что ни наесть искажения.

Общие характеристики звучания

Практически все ламповые приборы звучат тепло – это факт. Однако, в то же время, им присущ и достаточно высокий уровень шума, возникающий вследствие сложности с качественным усилением сигналов низкого уровня.

Ламповые приборы часто довольно громоздки и характеризуются небольшим сроком службы. Они не очень хорошо переносят транспортировку, они хрупки и ненадёжны. Кроме того, ламповые приборы имеют низкий КПД.

А вот транзисторные приборы отличаются корректностью, слабовыраженной окрашенностью звучания, низким потреблением энергии и компактностью. Им не присущ такой сильный шум, как ламповым, однако звучание транзисторных приборов почти всегда сравнительно сухое.

Как можно заметить, те показатели, которые являются хорошими для ламп, у транзисторов, наоборот, находятся на низком уровне.

Использование ламп является совершенно оправданным в режиме перегрузки, при котором ламповое оборудование берет на себя функции обработки звука. Применение же транзисторной техники является целесообразным в тех случаях, когда важно добиться неокрашенности звучания, низкого уровня шума и минимальных искажений. Поэтому вряд ли вы когда-нибудь увидите, например ламповый усилитель для контрольных мониторов в студии звукозаписи.

Лампа имеет очевидное преимущество перед транзисторами также в гитарном усилительном оборудовании, где требуются особенно мягкое звучание или наоборот сильно перегруженное.

А вот для студийной практики больше подойдет звук транзисторов, отличающийся бескомпромиссностью, минимальной окрашенностью и отсутствием значительных искажений.

Стоит отметить, что на сегодняшний день всё же существуют ламповые устройства, дающие практически неокрашенный звук, и транзисторная техника с теплым бархатным саундом, но высокая стоимость этих устройств в большинстве случаев не позволяет им стать общедоступными.

Стоимость

Теперь о ценах. Стоимость близких по классу транзисторных и ламповых приборов примерно одинакова, так как дороговизна ламп, по сравнению с транзисторами, компенсируется меньшим количеством деталей и достаточно простой конструкцией.

Некоторые производители профессионального звукового оборудования выпускают комбинированные приборы, пробуя соединить в них лучшие характеристики ламп и транзисторов.

Все большую популярность приобретают, например предусилители и компрессоры с полупроводниковыми входными каскадами на малошумных микросхемах с ламповыми каскадами, отвечающими за обработку сигнала. В таких устройствах сигнал попадает на лампы уже в усиленном состоянии, что позволяет добиться довольно приличного соотношения сигнал/шум. Иными словами, благодаря присутствию полупроводников гарантируется низкий уровень шума, а использование ламп позитивно влияет на «утепление» звука.

В завершении стоит сказать, что в бытовом аудио-оборудовании применение ламп часто действительно оправдано. Объясняется это предназначением такого оборудования для услаждения слуха, а посему оно должно выдавать пусть и не честное, но зато максимально красивое звучание.

Напоследок простой совет: подходите к выбору студийного оборудования спокойно, взвешенно и, главное, с выключенными эмоциями. В этом деле не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Не будьте безапелляционны. Слушайте, читайте, думайте.

___________________

Автор: Ирина Кипаренко

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

.