14 советов по созданию аранжировки

Хорошо сделанная аранжировка почти так же важна, как и хорошо написанная музыка. Сделаешь хорошо — получишь хит, созданный своими руками, сделаешь плохо — будешь иметь просто кучу разрозненных идей.

Ниже приведены 14 советов, каждый из которых позволит вам улучшить аранжировку.

1. Учитесь у экспертов

Прослушивайте свои любимые записи и обращайте внимание на их аранжировки: в чем их сила и что заставляет их действовать. Чем больше вы будете слушать, тем больше «фишек» сможете поймать. Зачастую вы сможете использовать их у себя.

К слову сказать, я давно уже задумываюсь о собрании всех вот таких находок в словарик, в котором, возможно, будут и примеры музыкальных фрагментов. Вопрос заключается в том, каким образом и в какой среде целесообразней его создать.

2. Относитесь критично к своим работам

Понятно, что, закончив аранжировку, вы преисполнены чувствами и впечатлениями и гордитесь собой. Однако все же попробуйте найти в ней неработающие части. Если вы их найдете — не раздумывая, выбросьте.

Да, в краткосрочной перспективе этот процесс приводит к замедлению работы и даже к определенному откату назад, но в долгосрочной перспективе ваши аранжировки улучшаются.

3. Изучайте теорию музыки

Даже маленького кусочка знаний достаточно для движения в целом новом направлении. Это не всегда подразумевает скуку или излишнюю научность. Изучение новой странички учебника по теории музыки способствует лучшему пониманию того, что в аранжировке действует, а что — нет. Нередко можно решить что-то конкретное предварительно, даже не прослушивая саму аранжировку.

4. Используйте чистый вокал

Вокал играет роль короля (или королевы) в песне. На вокале сосредоточена вся песня, не так ли? Тогда что мешает выделить его максимально? К примеру, пусть в начале или в конце песни будет исключительно вокал. Можно получить действительно сильный эффект. Хорошим примером является начало песни «Waiting For The Rain» группы Roxette.

В течение первых 20 секунд звучит только вокал, который, правда, обработан с помощью «телефонного эффекта» и звучит он на фоне электропиано. Затем, не спеша, по отдельности, добавляются инструменты наподобие того, как музыканты появляются на сцене.

Однако музыка все еще не звучит в полную мощь. «Взрыв» происходит только во втором куплете, когда все инструменты начинают звучать в полную силу. Рассмотрению этого приема аранжировки посвящен следующий пункт. Все это звучит довольно эффектно.

5. Грамотно используйте пространство

Постарайтесь сохранить в аранжировке место. Особенно это актуально в куплете. Совсем необязательно, чтобы аккомпанирующие инструменты звучали всюду.

Иногда целесообразно устранить все, кроме ударных, вокала (или, к примеру, инструментальной мелодии) и, быть может баса. Это позволит достичь сильного эффекта, который особенно заметно проявляется при вступлении в припеве всех остальных инструментов. Это наглядно проиллюстрировано в том же примере с Roxette.

6. Делайте припевы разными

Понятно, что целью многократного повторения припева является его запоминание. Однако простое повторение — это, как правило, скучно. Решить эту проблему можно, немного поменяв комбинацию инструментов в некоторых припевах с помощью изменений в динамике или включений-выключений отдельных инструментов в разных повторениях припева. Это приводит к большему разнообразию.

7. Не допускайте конфликтов

Обратите внимание на места пересечения мелодии и сопровождающих партий в аранжировке. Стоит дать место звучащему вокалу или мелодии. При одновременном звучании соло-гитары или синтезатора в том же диапазоне и с тем же ритмом, что и у мелодии, как раз и появляется конфликт.

8. Экспериментируем с необычными инструментами

От постоянного присутствия в аранжировках одних и тех же тембров быстро устаешь. Следует или менять их, или использовать что-то совсем иное, можно сказать, даже сумасшедшее.

Можно создать сэмплы из немузыкальных звуков. Можно пробовать буквально все, издающее шум. И этот шум совершенно не обязательно должен быть благозвучным.

Безусловно, это задача творческого типа: получить музыкальность из не музыкального материала. Однако эту задачу, как правило, можно решить, даже если не рассматривать экзотические случаи наподобие пьесы, партия ударных в которой состоит из человеческих звуков: чихания, кашля, чмокания и пр.

9. Слои

Самое простое, что можно сделать, чтобы придать аранжировке жирности, это использовать несколько инструментов, которые играют одну и ту же партию. Либо даже несколько одинаковых инструментов, которые играют одно и то же.

10. Применяйте подклады

У подкладов (пэдов) мягкое, тягучее звучание. Они не привлекают внимания слушателей, но добавляют аранжировке атмосферу и глубину. Подклад может исправить невыразительное, «тонкое» звучание песни или пригодиться в ситуации, когда вообще непонятно, в чем причина бедного звучания.

11. Осознавайте ритм

Можно применить жесткую синхронизацию всех инструментов и заставить их играть в одном ритме. Можно же позволить им играть разные ритмы. В любом случае решение в пользу того или иного способа должно быть осознанным. Полное игнорирование ритма приведет к небрежной и разболтанной аранжировке.

12. Пытайтесь постигнуть ожидания слушателей

Создавая аранжировку, бывает, целесообразней всего придерживаться традиций и в конце песни поставить большой припев. Это то, чего слушатель в основном ожидает, и, возможно, хочет услышать. Однако в некоторых случаях можно отклониться от привычных условностей и сделать что-нибудь совсем неожиданное. И это будет классно.

13. Делайте свой необычный начальный отсчет

Как это ни печально, но большая часть слушателей не отличаются терпением и зачастую складывают свое мнение о песне уже по первым нескольким секундам ее звучания. Поэтому начальный отсчет является не столько ритмом перед началом мелодии или вокала, сколько очень важной частью, в которой действуют свои собственные правила.

14. Обращайте внимание на регистры

Регистр обуславливает, насколько высокое или низкое звучание у той или иной партии. В некоторых случаях можно даже использовать смещение всей партии меньше, чем на целую октаву.

Тут существуют довольно тонкие правила, однако в целом звучание всех инструментов в одном регистре или вызывает скуку, или приводит к полной неразберихе. Целесообразней распределить партии по разным регистрам. А еще лучше применять разные регистры по ходу звучания песни.

____________________________________________

Источник: www.musicradar.com

Перевод: Ирина Кипаренко, Андрей Скидан

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ruобязательна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Эквализация вокалаЭквализация вокала

В идеале, если запись вокала изначально будет выполнена качественно, то его эквализация может оказаться просто ненужной операцией. Однако это случается отнюдь не всегда. Поэтому стоит хорошо разобраться в тонкостях эквализации

Ответы на вопросы подписчиков – 12Ответы на вопросы подписчиков – 12

Андрей, а чем убирать резонансы у фортепиано? Пробовал компрессором – не получилось. Резонансы у фортепиано убираются параметрическим эквалайзером. Учитывая широкий частотный диапазон этого инструмента, я рекомендую использовать параметрические эквалайзеры с

10 рекомендаций, которые помогут вам отлично записать электрогитару10 рекомендаций, которые помогут вам отлично записать электрогитару

Запись электрогитары может показаться простым занятием, однако на практике нужно хорошо постараться, чтобы получить желаемый звук. Ниже вы найдете несколько общих рекомендаций, которые помогут вам улучшить качество ваших записей. 1.