Компрессор применяется не только для сглаживания динамики, но и в нескольких сугубо творческих целях.
С помощью компрессора можно добавить острую атаку барабану с тусклым звучанием, сделать звучание «вялой» гитары более напористым, наполнить голос несвойственной ему жесткостью или же раскачать финальный микс до такой степени, чтобы его звучание напоминало извержение вулкана.
Настроив компрессор соответствующим образом, его можно использовать для подавления как мгновенных динамических всплесков (пиков), так и сигналов средней длительности, а в некоторых случаях и тех, и других.
Самыми яркими примерами мгновенных пиков являются звук удара барабанной палочки по пластиковой поверхности и щелчок от удара медиатором по гитарным струнам.
К звукам средней длительности относятся резонанс барабана и звучание струны гитары. Некоторые инструменты создают весьма кратковременное звучание, у других же относительно длительное время звучания.
Как правило, каждый инструмент нуждается в индивидуальной глубине компрессии.
Например, вокалу вполне хватит соотношения сжатия 3:1; установка такого значения и соответствующего порогового уровня позволят компрессору отлично справится со своей задачей: добавит звучанию плотности, сделает более отчетливыми тихие места, поможет избежать искажений в звучании громких фраз.
При записи же, например, бас-гитары, где допускается варьирование техники игры, вы, скорее всего, будете вынуждены установить существенно большее соотношение сжатия, вплоть до 8-10:1.
Если требуется заглушить щелчки от ударов по струнам гитары и сохранить основные тона инструмента нетронутыми, стоит установить небольшие значения времени атаки и восстановления, что поспособствует более быстрой работе компрессора.
Если вам нужен довольно длинный сустейн у гитары, попробуйте установить умеренную атаку и довольно большое время восстановления. Большое время восстановления позволит компрессору медленно вернуть сигнал на исходный уровень, что приведет к заметному замедлению затухания и более громкому звучанию окончаний нот.
Комбинация компрессора и эквалайзера может довольно успешно справляться с ролью деэссера. Для этого следует направить сигнал на эквалайзер и обратно. Затем поднять на эквалайзере высокие частоты, убавить низкие и средние, благодаря чему детектор компрессора определит вокал высоким сверх меры.
При появлении сибилянтов чувствительный элемент детектора сразу же воспримет его более громким, чем он есть в реальности, и компрессор быстро снизит уровень сигнала.
Малое время атаки и время восстановления ≈ 50 мс позволят компрессору мгновенно погасить шипящие и свистящие призвуки, сохранив при этом основные тона голоса.
Для управления сигналом посредством голоса или какого-то другого инструмента можно использовать сайдчейн. В качестве классического примера можно привести дакинг, который широко распространен на радио и телевидении, когда ведущий или диктор управляет уровнем громкости музыкального фона или другого источника звука своим голосом.
Чтобы реализовать данный эффект, следует направить на оба канала двухканального компрессора музыку, а голос пустить на вход боковой цепи этого же компрессора. Далее нужно довольно ощутимо опустить порог компрессии, что позволит голосу превышать уровень музыки при любом уровне громкости. Как только человек заговорит, детектор воспримет его голос, и компрессор снизит уровень музыки.
Этот прием можно также использовать для убавления уровня, например, гитарной партии при вступлении вокала направлением дубля вокального канала на вход боковой цепи компрессора.
Как видите, с помощью компрессора можно не только банально сужать динамику сигнала, но и вносить существенные изменения в его тембр, что, несомненно, значительно повлияет на художественное восприятие музыкального материала.
________________________
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!