Если Вы думаете, что музыка хита – это только красивые мелодия и гармония – Вы ошибаетесь.
Большинство желающих заказать «хит», а также начинающие, малоопытные композиторы очень часто недооценивает значимость музыкальной формы для коммерческой песни.
Неграмотно выстроенной формой можно запросто «убить» и запоминающуюся мелодию и красивую гармонию, то есть, проще говоря, целую песню.
На самом деле, на вопрос, «какой должна быть форма настоящего хита?» однозначного ответа я Вам дать не смогу. Даже, если взять только самые основные элементы формы, такие как куплет, припев и предположим проигрыш, то только их можно расположить самыми разными способами. А теперь представьте, что помимо куплета, припева и проигрыша есть бридж, вступление, кода, разного рода связки и т.д. Какое количество комбинаций можно будет составить? Несомненно, большое.
Но, спросите Вы: «Есть ведь какие-то определённые, уже устоявшиеся стандарты?» Боюсь, что строго установленных стандартов музыкальной формы в коммерческой музыке нет. Но есть некоторые общие принципы её построения, о которых я и поведаю в данной статье.
Итак, какой же всё-таки должна быть «идеальная» форма коммерческой песни?
1. Она должна быть простой
2. Она должна быть логичной
Здесь на самом деле всё без затей. Чем меньшее количество разноплановых частей песни и чем более предсказуема их последовательность, тем она проще, а соответственно тем свободнееона слушается итем лучше оназапоминается.
Приведу простой пример. Представьте себе «стандартную» форму коммерческой песни:
Вступление => Куплет I => Припев => Куплет II => Припев => Проигрыш => Припев => Кода
Всё вполне заурядно, просто, логично, и, несомненно, предсказуемо. А теперь приведу в пример неудачный вариант:
Куплет => Проигрыш I => Проигрыш II => Припев => Бридж => Проигрыш III => Припев => Куплет II => Бридж => Куплет III
Я думаю, что развёрнутые комментарии будут излишними. Всё и так ясно. Второй вариант формы возможно очень даже и хорош, и в некоторых случаях будет уместен. Но точно не в нашем. Причем, прежде всего именно из-за нелогичности своего построения, вернее, из-за его нестандартности.
Конечно, я ни в коем случае не хочу сказать, что такую и подобные ей формы музыкальной композиции применять запрещено. Дело просто в том, что для правильного усвоения и восприятия слушателем песни, её нужно грамотно ему подать, а сделать это можно, в том числе и с помощью грамотно выстроенной музыкальной формы.
«Стандартная» технология построения музыкальной формы строится по некоему принципу «нарастания и волнения», если позволите так выразиться. Объясню на простом примере, что всё это значит. Вернёмся к описанной ранее «стандартной» форме коммерческой песни:
Вступление => Куплет I => Припев => Куплет II => Припев => Проигрыш => Припев => Кода
Вступление начинает песню, подготавливает слушателя к песне в целом и к куплету, а в своё время куплет подготавливает слушателя к главной части песни – припеву. Припев, как правило, всегда является главной частью, от которой так сказать, всё и пляшет. «Ударный» припев заканчивается, за ним следует второй куплет, который уже более насыщенный и напористый чем первый. Его цель – дать слушателям, если можно так сказать, «отдохнуть» от первого припева и подготовиться ко второму.
Затем, после второго куплета следует второй припев. Снова высокая музыкальная интенсивность, насыщенность и энергия. После второго припева следует проигрыш, цель которого аналогична цели куплета, но с тем лишь отличием, что обычно отсутствует вокал и возможен уход от основного ритма, мелодии и гармонии песни. После проигрыша идёт третий припев, который также может и повториться, после чего идёт кода, причем, как правило, непродолжительная.
Главная особенность принципа «нарастания и волнения» состоит в том, что каждая из одинаковых частей (например, куплет и припев, в нашем случае) должна исполняться с всё большей напористостью, интенсивностью, драйвом и энергией с каждым последующим разом.
Вывод
Вот собственно и всё, что я хотел рассказать Вам о музыкальной форме коммерческой песни и её особенностях. Главное – всегда помните о её важности, но не зацикливайтесь на ней и только на ней, так как даже очень грамотно выстроенная музыкальная форма – всего лишь небольшая (хотя и очень важная) часть хита.
Ещё хочу отметить, а вернее повторить, что строго установленных стандартов музыкальной формы в коммерческой музыке нет. Просто есть некоторые общие принципы её построения, которых я рекомендую Вам придерживаться.
В следующей статье мы поговорим об ещё одном весьма значимом компоненте формы музыкального произведения, а именно о её хронометраже.
___________________
Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!