Передо мной простиралась гладкая флоридская дорога, которая соединяет два побережья… В такие моменты очень хочется включить на полную громкость автомобильный плейер. Я выбрал диск под названием «Real Life» группы Simple Minds.
Музыка зазвучала намного тише, по сравнению с тем, к чему я привык в последнее время. Я увеличил громкость… И тогда я почувствовал динамику, присущую почти всем музыкальным дискам 80-х годов прошлого столетия.
Динамика является очень важной составляющей влияния музыки на уровне эмоций. Но, в то же время, многие звукорежиссёры предпочитают ее «убивать», потому что не хотят чем-то отличаться от других (читай: проигрывать в громкости). Им кажется, что песня с классной динамикой в сравнении с другими будет восприниматься, как более слабая.
Таким образом, получается замкнутый круг, согласно которого с каждой новой песней громкость все увеличивается и увеличивается. В последнее время я все чаще спрашиваю себя, не связано ли сегодняшнее снижение спроса на музыкальную продукцию с чрезмерно громким и агрессивным звучанием современных музыкальных композиций?
Возникает вопрос, как в таком случае поступать звукорежиссёру? Целесообразно найти золотую середину, которая позволит соединить достаточное количество динамики и громкости.
Ниже изложены некоторые советы, которые помогут Вам достигнуть этого компромисса.
И даже если Ваши песни не будут звучать так громко, как остальные, их эмоциональное воздействие на людей будет намного сильнее. И я уверен, что Вашим поклонникам при желании не составит труда просто увеличить громкость на своих проигрывателях.
Работа c низкими частотами и DC offset.
Наши органы слуха не воспринимают звуки с частотой ниже 20 Гц. Их присутствие в миксе влечет за собой уменьшение доступной динамической высоты. Поэтому их удаление соответственно вызовет увеличение общего уровня на 1-2 dB.
Все это стоит проделать еще во время сведения. Выявив отдельные «проблемные дорожки», вы сможете не нагружать себя в дальнейшем обработкой всего микса.
На уровень динамической высоты влияет и смещение по постоянному току (DC Offset). Происходящее при этом смещение нулевых точек звуковой волны в одну или другую сторону уменьшает высоту динамики.
Большинство аудиоредакторов имеют функцию «Remove DC Offset», использование которой позволяет вернуть эти точки на место. Таким образом, увеличивается громкость, а высота остается на том же уровне.
Контроль над басом.
Довольно слабое восприятие слухом низких частот вызывает желание «нарулить низов». В первую очередь это касается людей, еще недостаточно опытных в сведении. А ведь при ослаблении НЧ освободится больше места для остальных частот.
С целью создания иллюзии мощного баса можно использовать методы, приведенные ниже.
1. Во-первых, применяя многополосный компрессор исключительно для работы над НЧ, можно добиться баса, который будет казаться довольно громким, занимая при этом меньше места в миксе.
2. Во-вторых, в таких случаях рекомендуется использование плагина Waves MaxxBass или плагина Aphex Big Bottom. С помощью MaxxBass можно отделить оригинальный бас и создать на его основе гармоники. Наш мозг устроен таким образом, что при восприятии высших гармоник он сам додумывает основные басовые частоты.
Aphex Big Bottom действует несколько иным образом, но его психоакустическая обработка отнюдь не является менее эффективной.
Уменьшение пиков.
Еще одной проблемой является противостояние уровней со средними и пиковыми значениями. В качестве примера можно рассмотреть барабан – колоссальный взрыв энергии сменяется стремительным спадом амплитуды. В этом случае во избежание перегрузки настраивается низкий уровень записи, что является причиной получения довольно низкого значения RMS в итоге.
Если посмотреть на это с другой стороны, то длинный органный аккорд имеет высокий RMS. При воспроизведении сразу нескольких треков можно заметить, что скачки индикатора уровней в некоторых местах более значительны, чем в остальных частях композиции.
Подобное поведение индикаторов может объясняться массой причин. Такими объяснениями могут быть одновременная игра нескольких инструментов с громким пиком или использование резонансного фильтра на синтезаторе, при котором попадается нота, имеющая частоту, приближающуюся к его резонансной частоте. Подстраивание под эти пики приведет к уменьшению среднего уровня песни.
В процессе мастеринга подобное снижение среднего уровня может быть компенсировано за счет использования компрессии или лимитирования. Таким образом, пики ограничиваются, а более тихие части поднимаются.
Для получения более естественного звучания проводить эту обработку целесообразно на стадии сведения. Тогда в процессе мастеринга такая усиленная динамическая обработка уже не понадобится.
Самое простое, что Вы можете сделать для этого – понаблюдать за индикаторами мастер-шины во время прослушивания фонограммы. Рано или поздно Вы найдете место с самым большим скачком уровня.
Ограничьте поиски участком вокруг этого пика и поочередно приглушайте отдельные треки. Таким образом, Вы найдете трек с самым большим всплеском энергии. Если в какой-то части максимальный уровень имеет значение 0dB, и при приглушении одного трека пик находится на -1, второго – на -2, а третьего – на -7, то можно с уверенностью утверждать, какой трек является виновником всего этого.
Теперь рассмотрим рисунки, приведенные ниже.
В найденном треке следует увеличить масштаб отображения звуковой волны и с помощью автоматизации или деструктивного редактирования уменьшить пик на несколько децибел.
Чтобы убедиться в качестве звучания, воспроизведите всю секцию. Не забудьте проверить показания индикаторов. Пик 0dB будет заменен, например, пиком в -3dB. При отсутствии других пиков, превышающих эту отметку можно повысить общий уровень на 3dB и, что немаловажно, не превысить нулевое значение. Если другие пики все же имеются в наличии, то с ними можно поступить таким же образом.
Рисунок «А» показывает оригинальный сигнал, рисунок «В» — наиболее высокий пик, который подвергнется уменьшению на 3dB. На рисунке «С» Вы можете видеть результат проделанной обработки, согласно которому теперь пик не является таким заметным в сравнении с другими. Рисунок «D» показывает уже нормализированный к 0dB сигнал. Обратите внимание, что теперь сигнал имеет более высокий средний уровень, если сравнивать с рисунком «А», то есть другие пики превышают оригинальные без традиционной динамической обработки.
Описанная выше методика позволит «раскачать» микс без использования значительной компрессии или лимитирования.
Завершающий шаг
Звуковые волны наиболее восприимчивы нашим слухом в диапазоне 3–4 кГц. Поэтому для повышения этих частот рекомендуется использовать эквалайзер. В первую очередь это касается тихих партий. Таким образом, Вы создадите иллюзию громкости и добьетесь большего эффекта присутствия.
Но не перестарайтесь с усилением этого диапазона, иначе вы рискуете получить через чур резкое, агрессивное звучание. Иногда усиление даже всего лишь на 1-2 dB может стать причиной подобной ситуации.
Чтобы ещё больше «раскачать» микс, можно применить максимайзер. Но учтите, что в случае выполнения вышеизложенных рекомендаций, следует использовать уже не такую глубокую динамическую обработку.
Если раньше выходной уровень вашего максимайзера достигал 4 – 6dB, то теперь Вы можете ограничиться 1-2dB. У Вас появится возможность работать только с самыми высокими пиками, не затрагивая остальные.
____________________________________