В одной из своих предыдущих статей я рассказывал о подготовке треков к сведению. В этой статье я хотел бы рассказать о подготовке уже сведённых треков к следующему, не менее важному и ответственному процессу под названием мастеринг.
Если в случае со сведением, музыканты сталкиваются с переносом треков из одной студии в другую лишь иногда, то с переносом треков из студии звукозаписи в мастеринг-студию сталкиваются всегда. И причина здесь одна. Мастеринг следует делать только в специализированной мастеринг-студии. Не смотря на то что очень многие студии звукозаписи предлагают сделать высококачественный мастеринг, на действительно высококачественный результат рассчитывать не следует. Я бы не стал здесь вдаваться в подробности, так как если вы уже знакомы с таким понятием как мастеринг, вы прекрасно знаете, какими преимуществами обладает мастеринг-студия перед студией звукозаписи. Это и особым образом обученные специалисты и оборудование высочайшего качества, и многое другое.
Мастеринг – это завершающий этап производства любой музыкальной продукции, это подготовка трека или альбома к его изданию/тиражированию. Поэтому следует отнестись к этому этапу крайне ответственно и чтобы не наломать дров и не набить себе шишек, следует запомнить несколько посильных правил подготовки треков, прежде чем треки будут отданы в мастеринг-студию.
Также следует помнить, что студий звукозаписи в нашей стране существует огромное количество, а вот количество настоящих специализированных мастеринг-студий можно перечесть по пальцам, даже если учесть тот факт, что некоторые наиболее крупные студии звукозаписи имеют в своём комплексе совершенно полноценную мастеринг-студию. Поэтому к выбору мастеринг-студии всегда следует относиться ответственно, дабы не натолкнуться на дилетантов.
Сразу хочу отметить, что речь в данной статье пойдёт о подготовке треков к цифровому мастерингу, как к более распространённому сегодня. Аналоговый мастеринг в этой статье мы рассматривать не будем. Мы разберем с Вами основные правила подготовки треков (аудиофайлов) к мастерингу, которые помогут вам избежать множества ошибок, и как следствие проблем на данном этапе.
1. Форматы файлов
Подавляющее большинство мастеринг-студий принимают треки по отдельности, в виде аудиофайлов. Обычно мастеринг-студии не принимают файлы в форматах образа диска или сессий (проектов) тех или иных программ. Но, например, несколько треков в одном файле некоторые студии принимают, а затем уже собственноручно разрезают на отдельные треки. Но всегда следует предварительно договориться со студией о возможности проведения такой операции.
Прежде чем нести файлы в студию, поинтересуйтесь, в каких форматах там принимают файлы. Наиболее распространёнными форматами, которые принимают практически все студии, являются форматы wav и aiff. Крайне желательно, чтобы все дорожки были одного формата.
Естественно, ни одна студия мастеринга не примет треки в форматах mp3, wma и тому подобных форматах использующих сжатие с потерями. Я думаю, что пояснения здесь будут излишними.
Сегодня многие мастеринг-студии принимают файлы двумя способами: электронным и физическим. Электронный способ, как правило, подразумевает передачу файлов через Интернет. Для этого треки следует архивировать стандартным архиватором zip или rar, желательно в режиме «без сжатия данных». Физический способ – это передача файлов на любом физическом носителе: CD/DVD диск, HDD, USB-накопитель и т.д.
2. Разрядность и частота дискретизации
Очень важны разрядность и частота дискретизации (семплирования) файлов. Часто причиной отказа мастеринг-студии является неприемлемая разрядность и частота дискретизации файлов. Некоторые мастеринг-студии настаивают на том, чтобы разрядность и частота дискретизации файлов были как можно выше, некоторые просто чётко указывают принимаемые варианты.
Но всё же, вариантов не так много. Обычно студии практически всегда принимают файлы с разрядностью 24 bit и многие с разрядностью 32 bit. А вот треки с разрядностью 16 bit большинство студий принимать отказывается, поэтому стоит это учитывать. Также некоторые мастеринг-студии не принимают файлы с разной разрядностью.
Что касается частоты дискретизации, то здесь проблем может возникнуть несколько больше. Во-первых, потому что несколько больше вариантов: 44,1 kHz, 48 kHz, 88 kHz (встречается сравнительно редко), 96 kHz и 192 kHz – это наиболее распространённые частоты дискретизации.
Обязательно узнайте принимаемые частоты семплирования, прежде чем отдавать файлы на мастеринг. В большинстве случаев студии принимают файлы с частотами 44,1 kHz, 48 kHz и 96 kHz.
Также хочу предупредить, что не в коем случае не следует самостоятельно менять частоту семплирования и разрядность треков. Обычно собственноручная смена частоты дискретизации и разрядности неминуемо ведёт к серьёзному ухудшению качества звука, поэтому лучше не производить передискретизацию и транкейт, а поручить эту операцию мастеринг-инженеру.
3. Темп
Обычно мастеринг-студии не требуют указания темпа треков. Но никогда не будет лишним, если вы точно укажите темп каждого трека в BPM. Лучше всего предоставить это в виде текстового списка в формате «Трек — Темп».
4. Обработка треков
Здесь всегда всё очень строго. Студии мастеринга настоятельно требуют отключать любую обработку на мастер-секции, прежде чем выполнить сведение. Это касается компрессии, эквализации, стерео-расширения и т.п.
Проблема здесь в том, что выполнить по-настоящему качественный мастеринг трека, который уже был обработан в студии звукозаписи на этапе сведения невозможно. Поэтому следует избегать любых обработок на мастер-шине при сведении. Исключение может составить только пиковый лимитер, установленный в самом «мягком» и «незаметном» режиме.
5. Нумерация, название треков и CD-текст
Уверен, что ни одному мастеринг-инженеру не понравится, если вы предоставите ему не ясно и не понятно подписанные/пронумерованные треки. Конечно, непонятно подписанные файлы не всегда будут поводом для отказа от сотрудничества, а вот неверно пронумерованные, или и вовсе не пронумерованные треки вполне могут стать причиной отказа. В противном случае мастеринг-инженер просто не поймёт, в каком порядке должны быть расположены треки в альбоме. Желательно также предоставить мастеринг-инженеру отдельную распечатку с трек-листом.
Поэтому, позаботьтесь о правильном наименовании и нумерации треков. Для наименования треков пользуйтесь латиницей, а не кириллицей. Некоторые программы и операционные системы воспринимают кириллицу как набор «иероглифов», с латиницей же таких проблем обычно не возникает. Для нумерации треков используйте следующий формат: «001 — Track»; «002 — Track» или «01 — Track»; «02 — Track» и т.д.
Предоставьте студии CD-text, в виде обычного текстового файла. Это информация, о звуковых дорожках, которая будет находиться на диске. Укажите название диска, имя исполнителя, год, а также можно дать название для каждой звуковой дорожки диска.
6. Fade In/Fade Out
Избегайте Fade In/Fade Out в начале/конце треков. Эту работу обычно выполняет мастеринг-инженер. Также точно нет никакой необходимости вырезать паузы шума/тишины и т.п. в начале/конце треков. Вам только будет необходимо точно указать, где и какими должны быть Fade In/Fade Out, а также в каких треках, и какие паузы следует удалить.
7. Треки-образцы
Я советую вам предоставить мастеринг-инженеру 2-3 композиции-образца, на звучание которых вы ориентируетесь. В таком случае вы облегчите труд мастеринг-инженеру, так как ему станет понятней к какому звуку стремиться, как и какое оборудование и обработку использовать в работе.
Формат в данном случае значения не имеет. Здесь важнее качество. Поэтому если у вас есть возможность, отдайте выбор фирменному CD, нежели пережатому mp3 с низким битрейтом.
Заключение
Ну, вот собственно и всё. Мы с вами рассмотрели ключевые правила, соблюдая которые, вы скорей всего не повстречаетесь с проблемами, которые помешают сделать мастеринг и быстро и качественно. Главное – прежде всего, узнайте все требования к принимаемым файлам, а уже потом занимайтесь их подготовкой. В таком случае ни одна студия не откажется с вами работать, а возможно даже сделает вашу работу лучше, чем вы ожидаете. Успехов вам!
___________________
Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!