Если говорить об оценке качества записи, то тут, прежде всего, имеется в виду качество техническое: уровень шумов и различных искажений, которые вносятся отдельными элементами звукозаписывающего тракта.
Даже если хорошо отстроить все звенья тракта, это не будет гарантией невозможности возникновения различных помех во время записи. Звукорежиссеру нужно услышать эти помехи, иначе он рискует получить в результате запись, содержащую технические дефекты.
В данной статье речь пойдёт об акустических шумах, шумах усилителей, электрических наводках, фоновом шуме, а также разного рода щелчках, шумах магнитной ленты и детонации.
Очень важно правильно оценивать степень влияния помех на качество записи и уметь своевременно предупреждать их появление.
1. Акустические шумы
Причиной их появления могут быть посторонние шумы, проникающие в помещение, где проходит запись из-за изъянов звукоизоляции, и шумы, которые создаются самим исполнителем. В последнем случае имеются в виду шорохи переворачиваемых страниц партитуры, скрип мебели, пола, шум в зрительном зале и тому подобное.
Самое неприятное, что если прослушивать материал уже записанным, эти шумы воспринимаются намного отчетливее, чем в помещении, где проходит запись, и соответственно мешают восприятию музыкального материала.
Качество записи также зависит и от шумов, связанных с нюансами извлечения звука из некоторых музыкальных инструментов. Конечно, невозможно полностью убрать стук педалей фортепиано или шипение воздуха, возникающее в процессе игры на деревянных духовых инструментах. Но, предприняв некоторые несложные действия, можно существенно ослабить эти помехи.
Прежде всего, следует позаботиться о правильной установке высокочувствительного микрофона и с осторожностью отнестись к эквализации ВЧ, иначе вы рискуете лишний раз подчеркнуть помехи и тем самым замаскировать звучание самого музыкального инструмента.
На практике акустические шумы почти всегда сопровождают запись. Их наличие допустимо до тех пор, пока не начинает негативно влиять на художественное восприятие материала.
2. Собственные шумы усилителей
Возникновение электрических помех зачастую происходит в самом звукозаписывающем тракте. В большинстве случаев речь идет о повышенном уровне шумов в усилителях и записывающем устройстве. Чаще всего такие шумы имеют вид ровного устойчивого шипения.
Стоит отметить, что чаще всего источником повышенного шума выступает ещё и усилитель контрольных мониторов, однако это не влияет на качество записи, хотя и мешает её контрольному прослушиванию.
3. Фон переменного тока
Довольно неприятен этот небезызвестный вид шума, который появляется в результате повреждений в блоках питания или в случае недостаточной стабилизации. Причиной возникновения этого фона могут быть и дефекты системы заземления.
Самым распространенным является фон с частотами, которые кратны частоте питающей сети. Легче всего услышать его на частоте в 50 или 100 Hz. Это объясняется тем, что энергия полезного сигнала довольно мала в области частот ниже 100-150 Гц, а самая большая часть энергии полезного сигнала находится в области средних частот. Поэтому фон на более высоких частотах маскируется полезным сигналом, и заметить его сложнее, чем фон на низких.
4. Наводки
Также следует рассмотреть помехи, возникающие в тракте записи даже в случае его полной исправности. Вызывают их наводки, которые создают сильные электромагнитные поля каких-либо внешних источников. Найти эти источники и защититься от помех, создаваемых ими, очень трудно, а иногда и вовсе невозможно.
Попадание помех подобного типа в звукозаписывающий тракт происходит через контур заземления и цепи питания его силовой части. При воздействии на эти цепи, источники шума обнаруживаются как щелчки при их включении/выключении и как непрерывный гул в процессе их работы.
Речь также идет и об индуктивных наводках, которые происходят в результате воздействия сильных электромагнитных полей на восприимчивые входы усилителей. В большинстве случаев это микрофонные предусилители и усилители воспроизведения. Источниками этих полей могут быть радиостанции, рентгеновские установки или линии радиотрансляционной сети.
5. Щелчки и треск
Кроме всего прочего, процесс записи иногда сопровождается появлением щелчков электрической природы. В большинстве случаев возникают они в результате переключения или срабатывания деталей коммутации микшерного пульта или записывающего устройства. Также щелчки и треск могут свидетельствовать о нарушении работы контактов.
Качество записи может сильно пострадать и от других шумов и помех, не рассмотренных в этой статье. Прослушивая запись, звукорежиссер из общей совокупности слуховых ощущений определяет любые искажения, оценивает, насколько они опасны и быстро решает, следует ли остановить запись.
___________________
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!