В этой статье мы рассмотрим с вами, какие бывают эквалайзеры.
Как известно, главная задача эквалайзера заключается в воздействии на часть спектра определенного источника звука, в результате которого увеличивается, или уменьшается амплитуда звучания частот на некотором диапазоне спектра.
Все приборы, каким-либо образом воздействующие на часть спектра, зачастую называют фильтрами. Поэтому эквалайзер тоже вполне можно считать частным случаем фильтра.
Однако фильтрам могут быть присущи несколько другие параметры, вследствие чего их относят к отдельной категории приборов обработки.
Существуют два основных вида эквалайзеров:
1. Графические эквалайзеры
Сфера применения графических эквалайзеров — концертная работа, которая требует многополосной отстройки порталов, прострелов и мониторов. В качестве самого простого примера такого прибора можно привести панель с набором слайдеров, каждый из которых обеспечивает повышение или понижение амплитуды звучания на какой-либо фиксированной частоте.
Среди графических эквалайзеров особой популярностью пользуется эквалайзер с 31 полосой эквализации, часто называемый 1/3-октавным графическим эквалайзером.
Поскольку зависимость октав и герц нелинейная, то, повышая звук на одну октаву, вы увеличиваете в 2 раза частоту его корневого тона. Величина частотного диапазона, за который отвечает каждая ручка графического эквалайзера, не является фиксированной, а вот интервальный диапазон — как раз фиксированный.
1/3-октавный эквалайзер, как правило, захватывает тот спектр частот, который особенно воспринимается человеческим ухом: 20—20 000 Гц. При этом каждые последующие 3 полосы добавляют к предыдущей полосе одну октаву, на которую оказывают воздействие ручки.
Например, если первая полоса — 20 Гц, то четвертая — 40 Гц, то есть тон повысился на одну октаву. Вторая и третья полоса отвечают за промежуточные величины в 1/3 октавы. Диапазон 20—20 000 Гц равен 10 октавам, поэтому вместе с первой полосой эквалайзер включает в себя 31 треть-октавный слайдер.
Преимущества графических эквалайзеров:
- Простое и быстрое воздействие на спектр.
- Одновременное изменение совершенно разных участков спектра и в плюс, и в минус.
- Удобство применения и графическая наглядность.
Недостатки графических эквалайзеров:
- Невозможность точной локализации частоты, которая должна подвергнуться воздействию. К примеру, если резонанс на частоте 430 Гц, то регулируется слайдер, наиболее приближенный к данной частоте, то есть, например 500 Гц, что считается очень грубой настройкой.
- Невозможность регулирования уровня добротности на всех полосах. В некоторых дорогих моделях реализована такая функция, однако большая часть обычных графических эквалайзеров такой возможности не предоставляют.
- Невозможность получения абсолютно плавного изменения спектра даже в случае близкого расположения соседних слайдеров. Результат — привнесение в звук искажений, не так заметных во время концерта, но довольно таких существенных для работы в студии.
Поэтому, в звукозаписывающих студиях предпочитают использовать не графические эквалайзеры, а более аккуратные, точные и разносторонние параметрические.
2. Параметрические эквалайзеры
В параметрических эквалайзерах не реализовано такое большое количество полос эквализации, как в графических. Однако, поскольку они могут точно локализировать частоту, нуждающуюся в воздействии, то им эти лишние полосы и не нужны.
Зачастую в параметрических эквалайзерах присутствуют 2-4 полосы, которые могут быть закреплены за определенным диапазоном, в рамках которого можно регулировать их частоту, или использоваться на всем диапазоне.
Эквалайзеры называются параметрическими, поскольку параметры эквализации в них полностью изменяются. При грамотном использовании эти приборы позволяют выстроить действительно гармоничную музыкальную картину.
________________________
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!