Одной из первых написанных мною статей (если не первой) была статья, в которой я рассказывал о своем опыте акустического оформления студии за 200 рублей. Да, это было давно. Саму статью я написал еще в 2009, а описываемые в ней события произошли году в 2007.
Я уже давно не писал новых статей по теме акустики и звукоизоляции студий, но вот, видимо, для такой статьи и настало подходящее время. Сейчас, спустя, наверное, лет десять после тех событий я решил написать еще одну статью, в которой расскажу вам о своем уже сегодняшнем опыте акустического ПЕРЕоформления бюджетной студии.
На практическом примере я постараюсь максимально подробно и понятно рассказать, как можно существенно улучшить акустику студии, не будучи большим специалистом в этом деле и как сделать всё это без ощутимых дополнительных затрат.
Я надеюсь, что та информация, которую я дам в этой статье, будет для вас полезной и поможет улучшить акустические характеристики вашей студии.
Осмотр пациента
На этот раз с просьбой помочь с акустическим оформлением студии ко мне обратился мой друг Сергей. Если вы подписывались на мой бесплатный курс по записи песни «от и до», то речь пойдет как раз о той студии, в которой этот курс снимался. Впрочем, для тех, кто еще курс не видел (а зря!), о студии я кратко расскажу.
Эта скромная (считай, домашняя) студия находится в здании относительно старого дворца культуры, построенного в 1956 году. Помещение ее представляет собой одну единственную комнату 3,6 х 5,9 м, площадью соответственно чуть больше 21 м2. Потолки в комнате сравнительно высокие — 3,5 м.
Сергей работает заведующим культурно-массового отдела, и помещение для студии ему любезно проставляет дворец. Здесь записывается в основном вокал (разных жанров), реже сольные инструменты. Также в студии делаются различные минусовки, аранжировки, детские сказки, заставки для видеороликов, работает интернет-радио.
В плане оборудования студия укомплектована по минимуму: ноутбук, звуковая карта, несколько микрофонов, маленький пульт, самодельные мониторы.
Есть и кое-какие инструменты, весомая часть которых принадлежит ДК.
Теперь же что касается акустики…
Некое подобие акустического оформления в студии уже есть. Собственно, оно же было и во время съемок видеокурса. По словам Сергея, когда он только сюда перебрался, акустика здесь была ужасной. Впрочем, обычное дело: голые стены, голые полы, реверберация, флаттер…
Но не менее обычным было и решение постепенно закупать пенополиуретановые плиты (тот самый акустический поролон) и обклеивать ими всё, что только можно.
В какой-то момент, очевидно, стало ясно, что материала для отделки всех поверхностей потребуется гораздо больше, чем хотелось бы (читай: чем позволяют средства). Поэтому отделка помещения остановилась, не пройдя и трети своего пути.
Потолок никакой отделке не был подвергнут и вовсе. На полу был расстелен средних размеров ковер, который, впрочем, тоже там появился не сразу.
Несмотря на наличие даже такой вот частичной отделки, акустика в помещении была, мягко говоря, не очень. Были выражены, пожалуй, все негативные составляющие плохой акустики.
1. Во-первых, в комнате была слишком сильная реверберация, с которой приходилось бороться путем поиска оптимального места и близкого расположения микрофона относительно источника звука (что далеко не всегда положительно сказывается на тембре).
2. Во-вторых, за счет такой неравномерной отделки комната вносила заметные искажения в АЧХ всего, что в ней звучало, начиная от человеческого голоса и заканчивая мониторным миксом.
О мониторах надлежит сказать отдельно. Вернее, об их расположении. Рабочее место в целом и мониторы в частности расположены в студии каким-то невероятно странным образом.
Но, как утверждает хозяин, именно при таком их расположении они звучат наиболее правдиво. Честно сказать, я в это поверил с трудом. Но, с одной стороны, там, где они находятся, реверберации практически нет (по причине обилия поглотителей) и нет ее негативного влияния на то, что из мониторов слышно. С другой стороны, мониторы стоят почти вплотную к стене, в каком-то закутке за шкафом, да еще и в углу. При таком их расположении, в диапазоне НЧ они должны давать совсем неадекватную картину.
3. В-третьих, ухудшало положение и наличие в комнате разносортной мебели, а точнее даже ее хаотичная расстановка.
В общем, с акустикой в студии дело обстояло печально, и ее владелец это прекрасно понимал. В противном случае, он не позвал бы меня помочь ему решить его проблему.
На вопрос: «Можно ли вообще тут что-то улучшить?» я ответил утвердительно, так как все проблемы были видны как на ладони. Осталось найти их оптимальное решение и из этого акустического кошмара сделать достойную, хорошо звучащую студию.
Главной проблемой были финансы. И это понятно. На дворе бушует кризис, лишних денег сейчас нет ни у кого.
Об изначальной идее обклеить поролоном всё и вся Сергей давно уже забыл (и правильно сделал). Даже если отбросить то, что в подавляющем большинстве случаев это совершенно бездумное решение, достаточно представить, во сколько бы всё это ему обошлось.
Чтобы обклеить поролоном потолок и все стены (за вычетом двери и окна) ему понадобилось бы порядка 80 м2 материала. При нынешней стоимости хорошего акустического поролона «пирамидки» порядка 500 рублей за 1 м2, на это ушло бы где-то 40 000 рублей. Сорок тысяч рублей! На один только лишь поролон. Думаю, мало, кто пошел бы сейчас на такие затраты. Вот и мы не пошли.
Подготовка студии к началу работ
Первое, что решено было сделать, это освободить помещение. Мы вынесли из комнаты практически всю мебель, оставив только рабочий стол и еще кое-что, что совсем не мешало.
После того как убрали всю мебель, мы принялись снимать со стен поролон. Поначалу у меня были опасения, что он приклеен к поверхностям намертво, и отодрать его, не порвав не получится. Но в итоге оказалось, что сдирается он очень даже легко.
В процессе снятия мы не повредили ни единого кусочка, весь поролон остался выглядеть как новый.
Единственный неприятный момент: от снятого поролона остались следы на стенах. На акустику они никакого негативного влияния, конечно же, не оказывали, но вот внешний вид обезобразили сильно. Хотя на данном этапе внешний вид помещения волновал меня меньше всего.
В комнате было одно окно, и оно было задрапировано плотной черной тканью в несколько слоев и закрыто еще с помощью жалюзи. Всё это тоже решено было оставить.
Когда комната освободилась, стало понятно, как она звучала до какой-либо ее отделки. Она зазвучала хуже, но еще не запредельно плохо. То есть после отделки, от которой мы уже избавились, она не стала звучать прям несоизмеримо лучше. Скорее, она стала звучать по-другому.
Но меня этот вариант никоим образом не устраивал, ведь моя цель — сделать так, чтобы эта комната зазвучала хорошо, настолько хорошо, насколько это возможно при имеющихся у нас материалах и крайне ограниченном бюджете.
Установка рабочего места
Начать акустическое оформление я решил с установки рабочего места — места, где будут находиться контрольные мониторы. Именно от этого и надо, по моему мнению, плясать. От того, где находятся мониторы, во многом будет зависеть акустическое оформление студии.
Конечно, далеко не всегда бывает возможным поставить рабочее место так, чтобы и звукорежиссеру было удобно, и музыкантам комфортно, и с акустической точки зрения, чтобы расположение было правильным.
Но в любом случае я сразу же убедил Сергея отказаться от того расположения рабочего места, которое было изначально и предложил поставить рабочий стол вдоль короткой стены.
Мы поставили стол ровно посередине между длинными стенами комнаты. Делали всё не на глаз, а отмеряя расстояние рулеткой. Конечно, точность до миллиметров в данном случае была бы излишней, но постараться поставить стол ровно — очень важно. Симметрия вокруг мониторов в помещении поспособствует лучшему воспроизведению стереокартины. То есть при их несимметричной расстановке будет заметна разница между отражениями от стен у первого монитора и отражениями у второго, что повлечет за собой искаженное восприятие стереокартины.
При ширине стола 120 см, от каждой стены до каждого из его краев расстояние получилось таким же.
От заднего края стола до стены мы также сделали отступ примерно сантиметров 70.
По-хорошему, это расстояние следовало сделать и больше в таком помещении. Но, увы. Если бы эта комната выполняла функции только контрольной, так было бы сделать можно. А так как эта комната совмещает в себе функции еще и тон-зала, кухни и прихожей, то пожертвовать лишними квадратами площади мы не могли.
В любом случае, всегда рекомендуется делать отступ и не ставить мониторы близко к стене. Хотя бы 30-40 сантиметров пространства между ними и стеной нужно постараться оставить.
Установка мониторов
Изначально мониторы на столе стояли так:
На первый взгляд — оптимальное положение. Но это на первый взгляд. В действительности же такое их расположение имело для нас два существенных недостатка.
Во-первых, расстояние между динамиками у мониторов при таком расположении было едва ли больше метра (по-моему, боюсь соврать, что-то около 103 см). И это действительно мало, особенно если учесть, что мониторы эти не самые маленькие. Расставить их шире не давала конструкция стола, а о приобретении или изготовлении дополнительных стоек тем более не шло и речи.
А во-вторых, при таком расположении мониторы стояли слишком высоко. При работе с двухполосными мониторами расположение ушей по высоте должно быть на условной линии между НЧ- и ВЧ-динамиками. При таком их положении уши Сергея располагались сантиметров на 10-15 ниже, то есть — на уровне центра динамиков низких частот.
Почему это плохо? Да потому что если вы установите мониторы слишком низко или наоборот слишком высоко относительно ушей, то рискуете получить искаженную АЧХ. Высота является одним из важнейших факторов при установке мониторов. При неправильной высоте мониторов, вы не сможете получить от них честное и адекватное звучание.
В итоге, недолго подумав, я понял, что единственный вариант решения обеих проблем — положить мониторы на бок, как это часто делают с мониторами Yamaha NS-10.
* На фото выше видно, что мониторы лежат ВЧ-динамиками внутрь, но в итоге мы расположили их наоборот — так, чтобы НЧ-динамики были внутри.
Да, по мнению многих специалистов это не совсем правильно, но, уверен, что это в гораздо меньшей степени отрицательно повлияет на восприятие звуковой картины, чем работа на узко и высоко стоящих мониторах.
Теперь высота мониторов стала практически оптимальной, а расстояние между ними немного увеличилось.
Следующим важным моментом было расстояние не только между самими мониторами, но и расстояние от мониторов до ушей звукорежиссера.
Золотое правило в данном случае гласит, что звукорежиссер должен располагаться строго посередине между мониторами, а расстояние от каждого уха до передней панели соответствующего монитора должно быть равным расстоянию между мониторами. Это правило также называется «правилом равностороннего треугольника».
Не без помощи рулетки мы быстро нашли такое положение, а чтобы его потом не забыть, сделали на полу отметки тех мест, где стоят ножки стула, с помощью тонкого малярного скотча.
Удаление лишнего «рудимента»
Еще в углу студии за левым монитором ВНЕЗАПНО находилась раковина.
Она, естественно, была в студии своего рода рудиментом, и никогда не использовалась по своему прямому назначению — она была завешена и на ней всегда что-то стояло. То есть, была своего рода тумбой. Очевидно, когда-то в этой комнате был санузел, о чём свидетельствует и торчащий из пола рядом с раковиной кусок канализационной трубы.
Но сейчас раковина была в студии совершенно лишней даже в роли тумбы, поэтому ее надо было
оттуда убирать. И оказалось это сделать не так-то просто — чтоб ее удалить, пришлось поработать кувалдой. Кран и вовсе пришлось оставить, потому что снять его без помощи отсутствующей у нас болгарки было попросту невозможно. Впрочем, сам кран, если и мешал, то разве что своим нелепым присутствием, поэтому его мы оставили и убирать не стали.
Оставшиеся в полу куски канализационных труб мы как могли оттуда выкорчевали, а отверстия заделали обычной штукатуркой, которую купили в строительном магазине за 80 рублей.
Впрочем, всё это на акустику в помещении влияет не сильно. По крайней мере, остатки труб и торчащий кран, пожалуй, точно. Поэтому, мы не стали на этом заморачиваться, а начали двигаться к главному.
Устранение ранних отражений
После того как рабочее место установлено и определено оптимальное положение мониторов и головы слушателя, самое время начать акустическую отделку помещения. И начинать ее нужно, прежде всего, с коррекции ранних отражений в точке прослушивания.
Ранние отражения возникают при отражении звука, идущего из мониторов, от ближайших к ушам звукорежиссера поверхностей. В нашем случае ранние отражения будут в первую очередь идти от боковых стен. Ими сперва и займемся.
Избавиться от ранних отражений в данном случае можно двумя способами: перенаправить их в сторону от головы звукорежиссера или поглотить соответствующими акустическими материалами. Оптимальным я счел второй вариант, потому что звукопоглощающий материал у нас был.
Пару слов о нём. В общей сложности мы сняли со стен, по меньшей мере, 15 м2 акустического поролона. В основном это были листы 2 х 1 м «пирамидки» высотой 30 мм (+ 20 мм основание).
А также у нас было пару дюжин листов так называемой «Ауры» 30 х 30 см и несколько листов ее же, но размером 50 х 50 см.
В общем, как оказалось, материала не так уж и мало.
Ну ладно, вернемся к акустической отделке.
Устранение ранних отражений от боковых стен
Итак, чтобы избавиться от ранних отражений, можно просто погасить их звукопоглощающими материалами. Вопрос в том, где именно эти звукопоглощающие материалы расположить.
В принципе, места́ первичных отражений можно рассчитать и математически. Но вряд ли среди вас найдутся математики, а даже если и найдутся, то вряд ли захотят забивать себе голову этими нелегкими расчетами.
Чтобы найти точки ранних отражений, существует простой и доступный каждому метод с зеркалом, который мы и применили.
Метод выглядит следующим образом.
Сергей занимает свое рабочее место. Его голова должна находиться в заранее определенной точке прослушивания.
Далее я беру обычное средних размеров зеркало, прикладываю его к боковой стене на высоте расположения мониторов и веду вдоль этой стены. Сергей при этом смотрит в зеркало и как только он увидит в нём отражение динамика монитора, он сообщает мне об этом, и я делаю на стене соответствующую отметку.
Это и будет точка ранних отражений, где будет нужно разместить поглотитель.
То же самое мы проделали и с противоположной стеной.
Что касается размеров поглотителей, то они должны быть примерно на 50-60 см больше размеров площадок ранних отражений, которые обычно равняются площади передней стенки мониторов.
Мы решили не скупиться и повесить в этих местах сразу цельные плиты поролона «пирамидки» размером 1 х 2 м. От точки ранних отражений мы отмерили по 50 см влево-вправо, чтобы центр плиты приходился как раз на точку.
Чтобы приклеить плиты, был нужен клей. Клей нужен специальный для пенополиуретановых изделий. По консистенции он как гель, прозрачный и почти без запаха.
Купить его можно практически в любом строительном или хозяйственном магазине. Мы купили самый дешевый — за 119 рублей. Всего взяли его два литра. Итого: 238 рублей. Забегая вперед отмечу, что, несмотря на дешевизну, клей оказался весьма неплохим. Это к тому, что вовсе и не обязательно покупать тот, что подороже.
Клей мы наносили не жалея, но главным образом, только по краям плиты и потом еще крест-накрест. Этого будет достаточно.
Далее важно пару минут подождать, после чего можно приклеивать. Давить при этом сильно и долго, как оказалось, не нужно — плиты приклеивались легко и быстро.
Никакой предварительной обработки стен и плит мы также не делали. Даже не стали сдирать те жуткие каракули, которые остались на стенах от старого клея с поролоном 🙂
В итоге получилось так:
Устранение ранних отражений от задней стены
После того как были установлены первые поглотители ранних отражений на боковых стенах, я решил продолжить работу с ранними отражениями и обработкой других поверхностей помещения.
Следующим местом ранних отражений в комнате является стена за спиной звукорежиссера. На ней обязательно должны быть поглотители или рассеиватели, а лучше и то и другое.
Здесь нам на помощь вновь пришел метод с зеркалом. С его помощью мы выяснили, что точки первичных отражений на задней стене находятся ровно в том месте, где располагается вешалка для верхней одежды.
Верхняя одежда там висит даже летом и сама по себе является вполне добротным поглотителем, поэтому я принял решение не вешать пока в той точке ничего.
Обработка стены за мониторами
Безусловно, мы не могли обойти вниманием и стену позади мониторов, которая обязательно нуждается в акустическом оформлении.
Немалый процент стены занимало окно, задрапированное плотной тканью в несколько слоев и закрытое жалюзи. Я решил, что вешать на окно что-то еще будет избыточным и достаточно будет повесить одну плиту 1 х 2 м слева от него. Что мы и сделали.
А вот что действительно меня смущало, так это углы.
На практике средние и высокие частоты сравнительно легко поддаются управлению — рассеиванию и поглощению, — чего не скажешь о низких частотах. Именно поэтому, кстати, в просто полностью заклеенных поролоном комнатах наблюдается характерное «басовитое» звучание — низкие частоты не гасятся там должным образом.
Углы же действуют подобно рупору и усиливают низкочастотные отражения. Особенно важны именно углы позади мониторов, обработка которых способна улучшить восприятие слушателем низких частот.
В идеале в углах должны быть установлены специальные басовые ловушки. Вещь, безусловно, эффективная, но и настолько же дорогая. Ясное дело, что о покупке басовых ловушек мы даже и не думали — надо было решать проблему максимально дешево и просто. И такое решение было найдено.
В ближайшем строительном магазине мы купили толстый, но при этом очень дряхлый и крупнозернистый пенопласт. Всего взяли 2 листа размером 1 х 1 м каждый. Да, с точки зрения звукопоглощающих свойств это материал не наилучший, но по цене он существенно уступает даже обычному поролону, не говоря уже о специализированном акустическом. Два квадратных метра пенопласта обошлись нам всего в 137 рублей.
Каждый лист мы разрезали на две равные половины и наклеили на углы так, чтобы их как бы сгладить. По высоте — ровно так же, как и поролоновые плиты для гашения ранних отражений.
А чтобы всё выглядело не настолько страшно, заклеили пенопласт слоем спанбонда, о котором подробнее я расскажу позднее.
Что делать с полом?
Разумеется, отражения звука возникают и от пола. Но здесь мы не стали изобретать велосипед и просто положили на пол ковер, который в студии уже был.
Отделывать весь пол ковровым покрытием тоже не обязательно. Но вот совсем без него, пожалуй, тоже нельзя. Важно, чтобы ковер был в месте, где сидит звукорежиссер. Обычно оказывается достаточным одного небольшого ковра непосредственно вокруг места установки кресла.
А как же потолок?
А вот с потолком дело обстояло куда сложнее.
Изначально он не был никак обработан. То есть простой обычный штукатуреный потолок. А ведь на нём тоже находятся точки первичных отражений, которые было нужно поглотить или перенаправить акустическим материалом.
Но вот проблема: добраться до потолка высотой 3,5 м, во-первых, не так-то просто; во-вторых, приклеить к штукатуреному потолку поролон будет еще сложнее; и, в-третьих, так поролона вряд ли нам хватило бы для дальнейшей отделки комнаты.
Немного поразмыслив, появилось несложное, дешевое и эффективное решение. Но о нём немного позже.
Устранение излишней реверберации
С решением проблемы ранних отражений, мы решили проблему их влияния на звук мониторов в точке прослушивания звукорежиссером. Однако общее количество отражений в помещении уменьшилось от того лишь немного. Учитывая, что в этой же комнате будут находиться вокалисты и музыканты во время записи, излишняя реверберация была бы совсем некстати.
Разумеется, самый простой и верный способ уменьшить количество реверберации в комнате — это произвести ее отделку звукопоглощающими материалами. Чем мы и занялись.
Еще раз повторюсь, что обклеивать всю комнату поролоном и коврами в подавляющем большинстве случаев не нужно. У нас не стояло цели сделать комнату с мертвой акустикой. Нужно было лишь оптимизировать в ней время реверберации.
Конечно, специального измерительного оборудования у нас тут нет, но определить количество реверберации на слух вполне можно и без него. В конце концов, мы делаем акустическое оформление, считай, домашней, а не высокопрофессиональной студии, где будут записывать большой симфонический оркестр с хором и звезд первой величины.
Итак, повторюсь, что пока еще реверберация в комнате есть и ее достаточно много, поэтому приступим к установке дополнительных поглотителей.
Поглотители на боковых стенах
Примерно через 70 см от установленных на стенах поглотителей ранних отражений приклеиваем такие же точно плиты таким же точно образом.
На левой стене также еще через 70 см вешаем третью плиту.
Эта плита немного короче, так как под ней стоит диван. Но, к счастью, ее совершенно не пришлось нам резать — она была такой до этого. Единственное — приделали ей чисто для красоты недостающий кусочек.
В итоге получилось так:
Шкаф и его акустическая отделка
С противоположной стороны мы решили поставить шкаф — пожалуй, самый громоздкий элемент мебельного комплекса студии. В конце концов, его нужно было здесь где-то ставить, и это было, пожалуй, оптимальным местом.
У шкафа были стеклянные дверцы, от которых я сразу предложил Сергею избавиться, потому как стекло — прекрасный отражатель звука.
Без остекления шкаф станет не отражать, а рассеивать звуковые волны, так как потом он будет заставлен множеством разнообразных мелких предметов и книг.
С торца шкафа мы наклеили узкую полосу акустического поролона во всю его высоту. Этого в принципе можно было бы и не делать, но после демонтажа у нас осталась полоса просто идеально подходящая для этого места и не пригодная для размещения где-либо еще.
Над шкафом мы также наклеили одну небольшую плиту «пирамидки».
Обратите внимание, каким образом плита прижимается к стене во время приклеивания. Выглядит комично, но из-за достаточно большой высоты дотянуться туда руками, даже стоя на стуле, не представлялось возможным. Поэтому на помощь пришла вот такая импровизированная «скалка», которую мы случайно нашли в подсобке. Оказалось, что клеить ею плиты очень легко и удобно.
Акустическая отделка задней стены и двери
Таким же точно образом с помощью этой же самой скалки мы наклеили плиту на задней стене над вешалкой, где располагается точка ранних отражений.
Затем мы принялись за дверь. После демонтажа, напомню, у нас помимо «пирамидки» остались и плиты «Аура», из которых, в частности, было 4 плиты размером 50 х 50 см. Их мы и наклеили на дверь.
Вернее, на саму дверь мы наклеили только три плиты — четвертую расположили над ней.
Плиты мы, как видите, все повесили по-разному для лучшего рассеивания звука. Да, чем хорош специальный акустический поролон, так это тем, что одновременно отлично поглощает звук за счет своей пористой структуры, и рассеивает его за счет своей специфической формы.
Акустическое оформление потолка
К этому моменту реверберации в комнате становилось всё меньше, звук делался всё более приятным, отчетливым и разборчивым, но пока еще был отнюдь не идеальным.
Пока что сильно мешал пустой не заглушенный потолок. Большие плиты с «пирамидкой» к этому времени у нас закончились, а «Ауры» для его обработки бы нам точно не хватило. Плюс потребовался бы дополнительный клей и удаление с потолка штукатурки в тех местах, где должны быть приклеены плиты. Это было бы слишком сложно, а в плане эффективности еще и весьма сомнительно.
В итоге после двух чашек чая пришло в голову довольно простое, но зато дешевое и эффективное решение — закрыть потолок спанбондом.
Как и обещал, пару слов об этом «таинственном» материале. Спанбонд — это такой специальный укрывной материал, применяемый в садово-огородных работах и ландшафтном дизайне. Он представляет собой что-то вроде волокнистой синтетической ткани.
Он не является полностью непрозрачным, как тот же черный полиэтилен, зато пропускает воздух; более, так сказать, рыхлый по структуре и легкий по весу. Это делает его вполне пригодным для использования в качестве акустического материала.
Открыл я его для себя, кстати, случайно, когда искал, чем завесить стену во время съемок одного своего видео. Продается спанбонд либо в строительных, либо (чаще) в хозяйственных магазинах типа «Сад и огород».
Да, по своим акустическим свойствам спанбонд сравним, наверное, разве что с тюлем, с нетолстой тканью. Это не поролон и даже не ковролин, но в отличие от них он и стоит копейки. Мы нашли его по цене 11 рублей за 1 м2. После подсчета выяснилось, что для полной отделки потолка нам хватит 25м2 материала, то есть всё это нам обойдётся в 275рублей. По-моему, совсем недорого.
Что касается монтажа, то мы поступили следующим образом. Располагать спанбонд решили примерно в 20-30 см от самого́ потолка, чтобы оставить воздушную прослойку. Естественно, размещать материал решили не «в натяг», а так, чтобы он немного провисал от стен к середине комнаты. Таким образом мы даже частично решили проблему параллельности между потолком и полом, в результате чего появляется такое нежелательное явление, как стоячие волны.
Мы также намеренно не стремились приделать материал идеально ровно и симметрично, делали всё, не отмеряя, сугубо на глаз.
К стене крепили спанбонд строительным степлером — это оказалось очень удобно, надежно и просто.
В общем, решение закрыть потолок спанбондом не стало ошибочным. Акустика в комнате стала сразу существенно лучше. Имелась едва лишь заметная, но уже даже приятная реверберация, остатки которой мы еще немного сгладили «Аурой».
Дополнительная отделка стен
Между основными плитами с «пирамидкой» мы разместили еще оставшиеся плиты «Ауры» размером 30 х 30 см. Размещали по три плиты, располагая их по-разному, как и на двери. Получилось одновременно и красиво и практично.
После этого акустика комнаты стала почти идеальной, чего, правда, нельзя было сказать о ее внешнем виде. Поэтому мы купили ведро краски и решили покрасить стены совсем в другой цвет. Благо, к тому моменту нам удалось достать стремянку (к слову, сильно расшатанную и не сильно надежную), без которой бы точно ничего покрасить не удалось.
Краску мы купили естественно тоже самую дешевую. Посчитав площадь поверхностей, которые предстояло покрасить, оказалось, что краски должно будет хватить примерно 7 кг. Именно столько нам и хватило, ничего не осталось. На краску, колер, кисточки и кюветы мы потратили 270рублей. Впрочем, покраска уже к акустике отношения не имеет, поэтому я не включил её в стоимость акустического оформления.
К слову, делали всё по-простому. Мы никак абсолютно не подготавливали поверхности к покраске, не обдирали старый слой, не грунтовали поверхность. Мы не стали даже отдирать следы клея и поролона с тех мест, где висели поролоновые плиты еще до переделки помещения.
В итоге получилось так:
Краска высохла быстро и, что меня, как жуткого аллергика, сильно порадовало — практически ни чем не пахла. Уже утром следующего дня мы занесли в комнату убранную оттуда на время работы мебель и инструменты.
В процессе решили избавиться от стоявшего там трельяжа, потому как лишний квадратный метр такого замечательного отражающего материала как зеркало вряд ли в обновленной студии был бы к месту.
Результат работы
После акустического переоформления, студия зазвучала совсем по-другому. Акустика ее стала гораздо лучше, и работать в ней стало намного комфортнее.
1. Во-первых, наконец-то пропала эта назойливая реверберация. Нет, комната не стала абсолютно глухой, но мы к этому и не стремились. Мы просто оптимизировали количество реверберации до того уровня, когда она уже не будет мешать адекватно воспринимать звук из мониторов и портить звучание голоса и инструментов.
2. Во-вторых, мы избавили комнату от большей части ненужных воздушных резонансов. В результате даже просто разговорная речь стала звучать в ней чище и приятнее. Исчез и характерный бубнящий призвук на низких частотах, что особенно было заметно при игре на акустической гитаре и барабанах.
3. И, в-третьих, за счет грамотной расстановки мебели, в студии стало намного просторнее. Теперь в ней без проблем может разместиться даже небольшая музыкальная группа вместе со своими инструментами и всеми необходимыми микрофонами.
Подведение итогов
Всего на непосредственно акустическое переоформление студии мы потратили ровно 650 рублей. Именно в такую сумму нам обошлись необходимые для работы 2 л клея, 2 м2 пенопласта и 25 м2 спанбонда. По сути — это ничто, в сравнении с тем, какой мы получили результат.
Изначально данная студия была ярчайшим примером того, как, не имея специальных знаний, но имея хороший акустический материал не только не сделать акустику в комнате лучше, но даже, возможно, ухудшить ее.
И, как видите, обладая знаниями и опытом, даже самую безнадежную комнату можно сделать отличной в плане акустики, потратив на это копейки, а то и не потратив вообще ничего.
Конечно, студия, о которой шла речь в данной статье — лишь частный пример. Вы можете возразить, мол: «У вас вон сколько акустического поролона, у меня же его нет!». Да, у вас и правда может не быть этих всех акустических материалов. Мало того, у вас будет другая комната с другой мебелью и другое звуковое оборудование.
Но я убежден, что совершенно любую комнату можно сделать пригодной для работы со звуком. И для этого не обязательно тратить большие деньги. Все специализированные акустические материалы при невозможности их приобрести вполне могут быть заменены чем-то значительно более дешевым и при этом незначительно менее эффективным. Но это уже, пожалуй, тема отдельной статьи.
_____________________
Если у вас возникнут ко мне какие-то вопросы непосредственно по материалам этой статьи, то буду рад получить их от вас на свой почтовый ящик master-skills@mail.ru с пометкой в теме «Андрею Скидану».
Я также с удовольствием проведу для вас персональную скайп-консультацию по вопросам дешевого, но эффективного акустического оформления вашей студии и не только. Подробную информацию о моих персональных консультациях смотрите здесь. Обращайтесь!
На этом я заканчиваю данную статью. Желаю вам успехов и хорошего звука!
_______________________
Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!