Если вы спросите любого опытного звукорежиссёра: «Можно ли делать сведение без мониторов?», то скорей всего он ответит вам: «нет!», причём резко и однозначно. И, в общем-то, он будет прав, так как сделать по-настоящему профессиональное сведение без качественных контрольных мониторов будет крайне сложно. Это известно практически всем, в том числе и начинающим звукорежиссёрам.
Но как быть, если сводить надо, а мониторов просто нет, и взять их негде? С такой проблемой наверняка сталкивался почти каждый начинающий звукорежиссёр, в том числе и я, на начальном этапе своей карьеры звукорежиссёра. Конечно, никто не станет спорить, что лучше сделать сведение в профессиональной студии, но такая возможность есть далеко не у всех. Во-первых, это довольно дорого, а во-вторых, делать профессиональное сведение не очень профессиональной записи не самый целесообразный вариант. Но выход на самом деле есть! Сводить без мониторов. Звучит конечно глупо и смешно на первый взгляд, но что, если нет других вариантов? Не оставлять же работу незаконченной?
Однажды, когда я только начинал заниматься звукозаписью, мне неожиданно поступил заказ на сведение фонограммы записанной в местной студии звукозаписи. Так как всё это происходило в крохотном провинциальном городке с населением менее 40 000 жителей, аппаратное оснащение студии было крайне скромным, даже граничащим с домашним, но самое главное, что меня изумило – в студии не было мониторов. Но, несмотря на всё это, мне удалось выполнить заказ, и вышло не так и плохо для провинции, все были довольны.
В этой статье я поделюсь с вами своим собственным опытом и расскажу вам, как именно делать сведение без мониторов, чтобы получить максимально качественный результат. Эта статья ориентирована в большей степени на начинающих звукорежиссёров, так как профессионалы проблему отсутствия мониторинга уже давным-давно решили, рискну предположить.
1. Соберите всё что есть
Когда я узнал, что в студии нет мониторов, и они не предвидятся, я сперва задал вопрос: «А что есть?». Но по слухам выбор был. Сначала, я на всякий случай взял с собой в студию свой старенький, но достаточно качественный музыкальный центр Pioneer 1993-го года выпуска. Приехав в студию, я узнал, что у них есть музыкальный центр Samsung, правда скверного качества; две пары компьютерных колонок, одни маленькие, другие средние; а также пара активных концертных колонок Fender, которые тоже, несмотря на громкое имя производителя, звучали убого. Ещё у них были наушники, одни из которых были AKG k44, другие какие-то непонятные огромные наушники времён динозавров. Но главное – всё работало исправно и, поняв, что выбора у меня больше нет, я принял все, что мне предоставили.
Итак, а теперь вернёмся к правилу №1. Правило №1 – это собрать всю имеющуюся у вас дома аппаратуру, которая воспроизводит звук. Причём в этом случае, как говорится, покатит всё: музыкальный центр, компьютерные колонки, магнитофоны, всевозможные советские колонки (некоторые из которых, между прочим, очень хорошего качества), любые наушники и т.д. Главное, чтобы все они были стереофоническими и работали исправно.
«Для чего всё это нужно?», спросите вы. Объясняю. Студийные мониторы, как вам должно быть известно, имеют линейную (или максимально приближенную к линейной) АЧХ, за счёт чего не красят звук, и воспроизводят его таким как есть. Но, если мы возьмём, к примеру, несколько разных колонок, с разной и далёкой от линейной АЧХ, то здесь повышается вероятность того, что сработает так называемый закон «сведения к среднему» (только в данном случае слово «сведение» к звукозаписи отношение не имеет).
Это элементарная математика. Чтобы вам было понятней, я объясню на простом примере. Предположим у нас колонки «A» имеют подъём высоких частот, а колонки «В» наоборот имеют завал. Соответственно если сложить «минус» (завал) и «плюс» (подъём) мы получим ноль, а значит среднее значение – в нашем случае «ровную» АЧХ. Таким образом, делая сведение на колонках «А» и колонках «В» попеременно, мы сможем усреднить наш результат, и приблизить его к нейтральному, что нам и нужно. Причём, хочу заметить, что чем больше и разнообразней будет аппаратура, тем лучше. Но также предупреждаю, что всё это зависит от каждого конкретного случая, и если у вас допустим только колонки «А» или только «В», то вряд ли стоит рассчитывать на хороший результат.
Даже в профессиональных студиях редко обходятся одной парой мониторов, и очень часто помимо мониторов используют и бытовую акустику для общего контроля. Однажды мне довелось побывать в студии известного мастеринг-инженера, где я наблюдал за процессом. Любопытным оказался тот факт, что в процессе работы он постоянно переключался с высококлассных мониторов Dynaudio на дешёвенький кассетный магнитофон. Я думаю, это о чём-то говорит.
2. Определите лучший элемент
Допустим, вы собрали у себя всю, какую только смогли аппаратуру и теперь у вас в голове вертится вопрос: «А как и куда же всё это подключать?». На самом деле использовать всё и сразу вам не придётся.
Правило №2 гласит: определите среди всей собранной вами аппаратуры лучший элемент. В любом случае, что-то из собранной вами аппаратуры будет лучше по качеству, что-то хуже, ваша задача – послушать и выбрать лучшее. Конечно, о технической оценке качества здесь речи идти не может – полагаться следует только на свой слух и вкус. Если вы уже знаете, что из выбранной вами аппаратуры лучше – слушать не придётся.
Теперь немного о собственном опыте. Когда я послушал всё то, что мне предоставили в студии, я понял, что основным источником звука для меня будет мой музыкальный центр Pioneer. По качеству звука он был явно лучшим по сравнению со всей остальной аппаратурой. К тому же не задолго до того я немного его усовершенствовал (об этом я расскажу чуть позже), что поспособствовало существенному улучшению его звуковых качеств.
Итак, теперь вернёмся к теме. Найдя лучший элемент – используйте его как основной. Всю остальную аппаратуру следует использовать как вспомогательную. Подключать всю аппаратуру сразу для удобства конечно желательно, но не обязательно, так как это далеко не всегда возможно, особенно в домашних студиях. Лично мне, когда я делал сведение, приходилось постоянно вставать и переключать провода на микшерном пульте, чтобы послушать результат на разной аппаратуре. Это было не очень удобно, но ради лучшего результата я с этим смирился.
3. Усовершенствуйте ваш лучший элемент
Как я упомянул чуть ранее, я усовершенствовал свой музыкальный центр, благодаря чему качество его звучания значительно повысилось. На самом деле, здесь нет ничего сложного, я просто хотел бы вам порекомендовать сделать тоже, что сделал я.
В целом звук музыкального центра был неплох, об этом мне неоднократно говорили знакомые музыканты и звукорежиссёры, но сам я, слушая его на протяжении нескольких лет, знал, в чём были его недостатки, и думал над тем, как их устранить.
Меня, прежде всего, сильно смущал резонанс стенок правой колонки на определённых частотах в области нижней середины. Выяснил я это просто, с помощью генератора частот. Также мне не нравилось несколько размытое звучание низких частот, которое явно было далеким от идеального. Нет, гула на низких частотах не было, скорей всего они просто не были сбалансированными.
Итак, что я собственно сделал. Я разобрал колонки. Внутри они, как и следовало ожидать, оказались совершенно пустыми. Корпуса были сделаны из ДСП а не из дерева, перёд был пластиковым, на нём располагался фазоинвертор. Я решил попробовать просто заглушить корпуса.
Я достал листы поролона толщиной от 1 до 1,5 см и оклеил ими все стены корпуса изнутри за исключением переда. Затем я взял обычную вату, и поместил её внутрь каждого корпуса предварительно «распушив» её. После того как я собрал корпуса и решил послушать дало ли это что-нибудь или нет, я был очень обрадован — звук стал намного лучше. Появилось такое ощущение, что всё как будто бы стало на свои места. Высокие стали прозрачней, пропала резкость, средние частоты стали звучать намного чище, исчезли все раздражавшие меня резонансы, а бас наконец-то стал внятным и чётким. Я пытался экспериментировать и с фазоинвертором, то, закрывая его, то, оставляя открытым. Но это никаких толком результатов не дало, поэтому на этом я решил остановиться.
По началу я думал, что это совпадение, но проделав то же самое с другими колонками я убедился, что это совсем не так, потому что результат был одинаково хорош для всей улучшенной мною таким образом акустики.
Возвращаясь к теме 3-го правила, я рекомендую Вам проделать тоже самое с вашей акустической системой, так как практика показывает, что это действительно может очень существенно улучшить звук, и как следствие улучшить качество сведения.
4. Нормализуйте оборудование
Одна из главных причин плохого сведения на бытовой акустике – ненормализованное оборудование.
Однажды на заре своей карьеры я делал сведение одной песни в студии. Когда клиент забрал работу он в этот же день позвонил и сказал что, мол, сведение просто ужасное: вокала не слышно, баса слишком много, и в целом звучание какое-то «спёртое». Я был сильно удивлён, так как сведение я делал на достаточно качественных мониторах, и у меня всё звучало вполне достойно, бас и вокал были на своих местах.
Но только на следующий день, когда я приступил к пересведению песни, я случайно увидел как кто-то очень нехороший «поигрался» с эквалайзером, встроенным в микшер звуковой карты и нарушил, таким образом, линейность АЧХ всего, что звучало из мониторов. Мне было дико досадно. С тех пор я всегда нормализую всё оборудование, прежде чем приступлю к работе.
Итак, вернёмся к теме. Правило №4 гласит: «Обязательно нормализуйте оборудование и ПО, прежде чем делать сведение». Каким образом? Очень просто.
Во-первых, отключите все программные эквалайзеры или, если отключить их невозможно, установите их в нулевое значение. Во-вторых отключите/нормализуйте все аппаратные эквалайзеры на всех выходных каналах вашего оборудования: микшерного пульта, музыкальных центров, усилителей, предусилителей и т.д. Особенно опасны включённые функции вроде «Ultra Bass», «Mega Bass», «Super Bass» и тому подобные усилители низких частот. Убедитесь, что они выключены, прежде чем начнёте делать сведение! И, в-третьих, отключите все эффекты расширения стереобазы и эффекты типа 3D surround и т.п.
Сначала может показаться, что аппаратура после нормализации звучит слишком сухо и тускло, но на самом деле это нам и нужно. Если вам не доводилось слышать высококлассные студийные мониторы, то скажу, что некоторые из них тоже звучат достаточно бесхарактерно, хотя при этом очень чисто, качественно, сбалансировано и слышны почти все мельчайшие нюансы.
Ещё очень бы хотел заострить внимание некоторых на одной может быть и немного смешной, но на самом деле важной детали. Некоторые начинающие «звукорежиссёры» довольно часто не отличают моно от стерео. Смешно, но я с такими «профессионалами» сталкивался, и не один раз, которые делали сведение на студийных мониторах, которые звучали в монорежиме. Поэтому, всё же посмейтесь, но на всякий случай убедитесь, что звук из ваших колонок доносится в стереорежиме.
5. Не забывайте использовать наушники
Помимо акустических систем, не забывайте использовать в работе наушники. В наушниках звучание воспринимается иначе, поэтому прослушивание в наушниках тоже будет полезным. К тому же в наушниках легче отстраивать баланс левого и правого каналов, а так же (если наушники закрытого типа) легче распознать посторонние шумы, особенно если в комнате, где вы делаете сведение, есть посторонние источники шума, которые мешают выявить шумы в записи.
Если у вас есть студийные мониторные наушники – это уже очень хорошо, так как вполне возможно, что они окажутся для Вас единственным, честным мониторингом. Но если их нет – используйте, какие есть.
6. Найдите эталон
На самом деле, не смотря на очевидную эффективность этого приёма сведения, многие его почему-то игнорируют. А метод заключается в следующем. Просто найдите один фирменный трек, наиболее близкий по звучанию к вашему, и «затачивайте» ваш микс под него.
На практике это происходит просто. Вы находите среди своей музыкальной коллекции тот самый «фирменный трек» и загружаете его в проект, где вы делаете сведение. В процессе сведения периодически включайте фирменный трек и сравнивайте его с вашим миксом.
Очень важно, чтобы трек был хорошего качества. Формат в данном случае значения не имеет, поэтому, если у вас есть возможность, отдайте предпочтение фонограмме с фирменного CD, нежели пережатому mp3 скачанному из Интернета. В конце концов, адекватно сравнить ваш, как минимум, 24-х битный микс с mp3 вам вряд ли удастся.
Заключение
Конечно, прежде всего, следует помнить, что по-настоящему качественное сведение без мониторов не получится. Но если вы всё же столкнулись с проблемой необходимости делать сведение при отсутствии мониторов, старайтесь соблюдать советы, описанные мною в этой статье, и я уверен, что они поспособствуют улучшению результатов вашей работы.
Если же, выполнив все советы, сделать хотя бы мало-мальски приемлемое сведение у вас так и не получилось – не огорчайтесь. Причин плохого сведения может быть много: слишком плохая запись, слишком плохое оборудование, недостаточный опыт, навыки и знания «звукорежиссёра» и т.д.
Но, на мой взгляд, лучше всего в таком случае отдать песню на сведение профессионалам. Во-первых, у них, как правило, специализированное и высококачественное оборудование, а во-вторых, многолетний опыт, знания, умения и навыки. К тому же далеко не всегда это будет дорого, а порой даже если и дорого, то очень качественно. А качественный звук – залог успеха песни. Дерзайте!
___________________
Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!