Без рубрики

Как качественно записать бас-гитару

В начале своей карьеры звукорежиссёра я проводил немало времени в собственной студии, пытаясь добиться максимально качественного звука бас-гитары. Я пробовал запись через Di-Box, пробовал запись микрофоном с комбика, пробовал разные комбики и разные микрофоны. Одним словом, я испробовал всё.

Но как я не усердствовал, желаемого результата в итоге так и не добивался. Я отправился на поиски Святого Грааля для бас-гитары, но не нашёл его. Но со временем я понял, что ответом было не единственное предписание, а целый комплекс определённых техник записи, каждая из которых используется в определённых условиях.

Во-первых

Первое, что нужно для получения качественного звука бас-гитары на записи – это, конечно же, качественный инструмент. Имея это ввиду, хочу лишь добавить, что бас-гитара должна звучать плотно и сбалансировано, должна быть отстроена по мензуре и идеально интонировать, иметь достаточный сустейн и не должна иметь в тембре никаких «трещаний», «гудений» и прочих посторонних звуков.

Ну и, разумеется, исполнитель должен быть хорошо подготовлен и обладать хорошим звукоизвлечением. Здесь конечно, как и в случае с любым музыкальным инструментом – пальцы – прежде всего.

Во-вторых

Техническое качество инструмента – очень важно. Хотя любой по-настоящему качественный инструмент звучит хорошо. Если бас-гитара звучит плохо – значит, скорей всего, она плохо будет звучать и на записи. И здесь следует понимать, что никакие усилители и эквалайзеры не украсят и даже не скроют звук, если он изначально у самого инструмента скверный и мертвый.

В-третьих

Третье – это струны. С круглой и ленточной оплёткой, латунные или никелированные – все они имеют свой определённый звук. Но позвольте мне добавить, что песня, которую Вы записываете, может и должна диктовать Вам тот тембр звука, какой Вы собираетесь получить в итоге. Иными словами, бас не должен звучать одинаково во всех песнях.

В-четвёртых

Тембр баса будет существенно различаться, при записи в линию через Di-Box от записи микрофоном с комбика.

В-пятых

От того, какой тембр баса Вы получите от самого инструмента и усилителя, в первую очередь зависит звук, который Вы получите на записи. Всегда записывайте и сохраняйте настройки, а если забыли – экспериментируйте.

Запись через Di-box

Давайте начнём с директ-бокса. Моделей директ-боксов сейчас существует огромное количество. Одни – лучше, другие – хуже. Сделайте просто – расспросите Ваших знакомых звукорежиссёров, какие директ-боксы они бы посоветовали Вам и почему.

Если знакомых звукорежиссёров у Вас нет и Di-Box Вы будете выбирать самостоятельно, то отдавайте предпочтение моделям, которые дают максимально полный характер НЧ и имеют чёткую атаку в среднечастотном диапазоне. На данный момент мои любимые директ-боксы делает фирма Sans Amp.

Как правило, я всегда стараюсь использовать компрессор или лимитер при записи, чтобы предотвратить клиппирование сигнала. Стандартные настройки в моём случае такие: Соотношение – примерно 3:1, быстрая атака и медленное восстановление.

Большее соотношение даст Вам более пробивное и энергичное звучание, но слишком большое соотношение сделает звук плоским. Но здесь, как и всегда, не обойтись без экспериментов. Да, и не забываем, что ламповые приборы способны сгладить звук, но не способны творить чудеса.

Запись микрофоном с комбика

В качестве воображаемого примера я представлю мой любимый Fender Precision Bass и старый усилитель Bassman – по сути, классическое сочетание. Мне нравится подзвучивать кабинет двумя микрофонами.

Первый – динамический микрофон Sennheiser MD 421 я направляю на один из динамиков и устанавливаю «в упор». Второй – конденсаторный микрофон AKG С414 (или другой качественный конденсаторный микрофон) я располагаю на расстоянии 1-1,2 метра от кабинета.

Близкорасположенный микрофон даст плотное звучание с подчёркнутой атакой, а микрофон, расположенный на удалении от комбика даст густой низ, так как низкой частоте нужно определённое расстояние, чтобы полностью сформироваться. Используя разные комбинации этих (или других) двух микрофонов, можно получить такой звук, какой невозможно будет получить с помощью одного.

Но стоит помнить, что использование одновременно двух и более микрофонов может создать определённые проблемы с фазой. Хотя, это тот случай, когда проблемы могут сыграть Вам на пользу. Балансируя сигнал обоих микрофонов, Вы меняете фазовое соотношение между ними, что влечёт за собой изменение АЧХ, и изменение это вполне может быть в лучшую сторону.

Естественно баланс следует регулировать с помощью фейдеров микшера на двух разных каналах. Причём хочу заметить, что регулировка баланса между двумя микрофонами – дело тонкое. Часто величина, на которую Вы переместите тот или иной фейдер, может быть просто микроскопической, но при этом она достаточно заметно сказываться на характере звука.

Для искушённых можно попробовать следующее – объединить запись через Di-box с записью микрофонами с комбика. При таком подходе добавление директ-бокса делает звук чище, что является несомненным плюсом в большинстве случаев.

Заключение

Ну что ж, урок окончен. Главное правило остаётся неизменным – эксперименты решают всё. Будьте стойким и терпеливым, и даже не пытайтесь нажать «Rec», пока звучание бас-гитары не будет Вас в полной мере устраивать!

gtrs3

___________________________________

Автор: Audio Recording Center | Перевод: Андрей Скидан

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

.