Без рубрики

Как улучшить акустику плохого концертного зала

Основным недостатком большинства школьных, университетских, библиотечных, провинциально-клубных и т.п. залов является их плохая акустика. Речь идет о большом времени реверберации, порхающем эхе, резонансах, стоячих волнах, неравномерности АЧХ и т. п.

В таких залах более или менее разборчивое звучание будет только у голоса «под фанеру», при условии небольшого уровня громкости и абсолютного заполнения зала слушателями, одежда и тела которых обладает звукопоглощающими качествами.

Существенное время реверберации при участии большой энергии многократно отраженных звуковых волн от гладких поверхностей (потолка, стен и пола) обычно является причиной гула.

В не заглушенном зале крайне сложно управлять звуком, а на качество общей звуковой картины напрямую влияет количество слушателей в зале. Поэтому звук на саундчеке и во время концерта всегда будет значительно отличаться.

Кроме того, следует позаботиться не только о звукопоглощении, но и о звукоизоляции зала, чтобы происходящее в нем не мешало соседям, находящимся за километр от происходящего.

Звукопоглощение — это довольно непростая задача, так как при этом необходимо устранить резонанс стекол, дребезжание осветительной конструкции, подправить амплитудно-частотную характеристику во избежание впечатления нахождения в железной коробке или ощущения, что кроме низких частот в зале ничего нет.

Акустика зала в большой мере зависит не только от пола и стен, но и от потолка. Поэтому одним из решений этой проблемы может быть использование подвесного акустического потолка, выполненного из специальных звукопоглощающих плит.

Многие залы отличаются достаточно высокими потолками, поэтому подвесные потолки не уменьшат значительно высоту зала и его объем. Подвесной потолок является острой необходимостью также и в том случае, если плоскость потолка разделяют высокие балки.

Эффективное звукопоглощение в диапазоне низких и высоких частот осуществляется с помощью разных решений и материалов.

Перед началом проектирования и монтажа подвесного потолка, следует определиться с потолочным оборудованием, которое будет размещаться в зале. В противном случае может возникнуть ситуация, когда все работы, связанные с монтажом и отделкой подвесного акустического потолка завершены, и становится понятно, что повесить занавес или прикрепить к потолку, например, проектор теперь будет проблематично.

Общую осветительную систему, пожарную сигнализацию и прочие коммуникационные элементы целесообразней размещать на стенах, так как на подвесном потолке они могут дребезжать. Да и проводить дополнительные коммуникации или устранять неполадки невозможно без демонтажа потолка, что довольно-таки сложно.

Следующее, на что следует обратить внимание, это окна. Все оконные конструкции склонны к резонансу, что может привести к их дребезжанию. Это можно исправить, повесив на окна шторы из плотного материала.

Настенные звукопоглощающие панели также могут способствовать более эффективному звукопоглощению. Их можно сделать самостоятельно из поролона или купить в специализированном магазине, что заметно дороже, хотя и более эффективно.

Особого внимания заслуживает звукопоглощение в области сцены. Зачастую сцена имеет деревянную конструкцию полой формы, которая является отличным резонатором, особенно в диапазоне низких и средних частот.

Улучшить акустику в этом случае можно с помощью заполнения пространства под сценой и отделки самой сцены звукопоглощающим материалом.

Занавес и драпировка способствуют улучшению не только визуального восприятия сценического пространства, но и акустики сцены.

Выступая на некоторых сценах, можно столкнуться с проблемой неприятного эффекта эха, который отражается от стены, противоположной сцене, и высоких не заглушенных потолков. Время задержки может быть довольно значительным и большим по амплитуде.

Акустику зала можно улучшить не только с помощью звукопоглощения. Качество звука во многом зависит и от выбора и размещения звуковоспроизводящей аппаратуры.

Обычно роль основных громкоговорителей играют широкополосные порталы, которые размещают по краям сцены. К сожалению, в большинстве случаев это не приводит к нужному результату.

Даже если высота сцены — полметра, в первые ряды слушателей будет практически одновременно поступать и прямой звук, и звук, однократно отраженный от поверхности пола, что уже не лучшим образом скажется на его разборчивости.

Широкополосным порталам не под силу по-настоящему качественное воспроизведение низких частот, что обусловлено их модулированием мощными среднечастотными колебаниями.

При поступлении прямого звука в средние ряды, значительно ослабнет его интенсивность, что связано с поглощением звука слушателями предыдущих рядов, но при этом усилится энергия волн среднечастотного диапазона, отраженных от стен и потолка.

В последних рядах более заметной станет низкочастотная составляющая с определенным улучшением разборчивости средних частот, а вот колебания высоких частот наоборот будут существенно ослаблены.

Все это объясняется превышением энергии волн, прямой и отраженной от противоположной стены, над энергией волн, многократно отраженных от стен и потолка.

Получается, что звук, помимо акустики, зависит и от зрителей, и от звуковоспроизводящего тракта. Улучшить звук можно установкой порталов на стойках или подвешиванием их на потолке под определенным наклоном в зал.

Последний вариант может привести к значительному улучшению звука, так как прямой звук сможет проходить существенное расстояние в зале без препятствий, но, к сожалению, тут не обойтись без дополнительных монтажных работ.

_____________________

Автор: Ирина Кипаренко

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

.