Запись хора можно осуществлять как в профессиональной, так и в домашней студии. Однако из-за ограниченного пространства в среднестатистической и, особенно в домашней студии хор придется делить на группы.
Естественно, это не приведет в восторг исполнителей, и, даже если они все-таки согласятся, на каждого придётся надеть наушники, а запись должна будет проводиться под метроном.
Конечно, с другой стороны, у вас появится возможность панорамировать отдельные части по-разному и добавить искусственную реверберацию, что позволит сильнее контролировать конечный результат. Однако все же запись всего хора «гаражом» более целесообразна.
Если речь идет о традиционном хоре, то здесь лучше всего воспользоваться старым добрым методом и задействовать во время записи стереопару или стереомикрофон. Если возникнет необходимость, то можно будет использовать и несколько дополнительных.
Огромное значение имеет акустика помещения, в котором происходит запись. Поэтому, прежде всего, следует позаботиться о выборе подходящего для записи помещения.
Как уже говорилось, записывать хор лучше сразу всем составом. На самом деле залов с отличными акустическими характеристиками не так уж и мало, но иногда бывает нелегко подыскать место, которое находится достаточно далеко от уличного движения и других посторонних шумов.
Не забывайте, что при записи хора в помещении с существенной реверберацией микрофоны следует располагать на довольно близком расстоянии, а иногда даже использовать индивидуальные микрофоны для некоторых исполнителей.
Однако хорошая акустика помещения позволяет ослабить окраску звука при записи и помогает хору в исполнении произведения.
Если вы можете контролировать расстановку хора, то целесообразно будет поставить самых громких и наименее одаренных исполнителей на большем расстоянии от микрофонов или изменить ширину состава путем регулирования количества рядов.
Расставлять микрофоны рекомендуется с учетом акустики помещения, имеющегося в наличии оборудования и, естественно, личных пожеланий звукорежиссера.
В общем случае использование микрофонов с малой мембраной более целесообразно, так как они меньше окрашивают звук на краях оси.
При записи большого хора можно усилить пространственное впечатление, добавив общий стереомикрофон или стереопару. Также можно установить сзади выносные микрофоны, что позволит увеличить реверберационный эффект при сухом звучании самого помещения.
Если хор записывается с аккомпанирующим инструментом, то полезным будет добавление еще одного-двух дополнительных микрофонов, которые поспособствуют лучшей фокусировке звука.
Также при достаточно хорошей акустике помещения запись хора может осуществляться с помощью разнесенных кардиоидных или всенаправленных микрофонов.
Модели с кардиоидными диаграммами направленности можно разнести приблизительно на половину ширины состава, поместив их на стойках немного выше верхней границы хора. Это позволит относительно ровно захватить составы, которые состоят из двух и более рядов исполнителей, и избежать потери исполнителей с краев в общем миксе.
Расстояние между певцами и микрофонами следует отрегулировать таким образом, чтобы добиться хорошего баланса между прямым и отраженным звуком. Возможна и перестраховка с помощью передвижения микрофонов ближе, что позволяет применить искусственную реверберацию в процессе дальнейшей обработки.
Всегда целесообразней провести запись хора, не прибегая к какой-либо обработке. Зачастую в ней просто нет необходимости, а если и есть, то лучше делать это исключительно в хорошо знакомых вам помещениях.
И помните, что запись хора всегда требует сохранения достаточно большого запаса по громкости из-за возможности сильных изменений в динамике, из-за появления биений и пиков в результате взаимодействия гармонических составляющих. Всё это, в свою очередь, может привести к перегрузке входных каналов.
_____________________
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!