Без рубрики

Эквализация вокала

В идеале, если запись вокала изначально будет выполнена качественно, то его эквализация может оказаться просто ненужной операцией. Однако это случается отнюдь не всегда. Поэтому стоит хорошо разобраться в тонкостях эквализации вокала. О том, что следует знать прежде всего об эквализации начинающим звукорежиссёрам и пойдёт речь в данной статье.

Частотный диапазон человеческого голоса

Человеческий голос состоит по большей части из гласных звуков, в которых сосредотачивается вся его сила и которые включают в себя его максимальную энергию. Частотный диапазон гласных звуков идентичен вокальному диапазону и составляет от 80-100 до 400-500 Hz у мужчин и от 100-200 до 1000-1500 Hz у женщин.

В согласных же звуках содержится совсем незначительная часть звуковой энергии, но их наличие абсолютно необходимо для понимания смысла спетого. Диапазон согласных звуков находится в диапазоне от 1000 до 5000 Hz, однако верхняя граница диапазона для некоторых голосов может пролегать и значительно выше.

Если учитывать воспроизводимые частоты и гласных и согласных звуков, то более половины энергии голоса будет лежать в диапазоне от 100 до 500 Hz. Разборчивость же в этом диапазоне составляет считанные проценты. В диапазоне от 500 Hz до 1000 Hz разборчивость будет составлять уже около трети, впрочем, так же как и энергия, а в диапазоне от 1000 до 8000 Hz наблюдается, по меньшей мере, половина разборчивости и лишь считанные проценты энергии.

Собственно эквализация

В процессе эквализации следует, главным образом, предельно осторожно к ней относится. Применив даже в меру «экстремальные» настройки эквализации и получив желаемое звучание, перепроверьте результат на других акустических системах – вас могут ожидать неприятные сюрпризы.

Также стоит запомнить, что добавление вокалу остроты и четкости возможно и без использования эквалайзера, например с помощью компрессора с высоким значением атаки, низким порогом и высоким соотношением.

При корректировке АЧХ обращайте внимание на общий контекст песни. Неопытные звукорежиссеры часто не могут подобрать в частотном спектре микса правильное место для вокала. Часто они или топят его, или наоборот высовывают над прочими элементами микса.

В первом случае вокал перестаёт быть лидирующим компонентом микса, и его читаемость ухудшается, в результате чего слова песни могут стать совершенно неразборчивыми на слух. Во втором случае музыкальная составляющая теряет свою энергию, что негативно сказывается на энергетическом эффекте песни.

Очень важно сделать сопровождение и вокал единым целым, но достичь этого получается далеко не у всех, не сразу и не всегда.

Многие звукорежиссеры нередко повышают уровень вокала эквалайзером в диапазоне 2000-6000 Hz с целью усиления «эффекта присутствия». Это зачастую даёт нужный эффект, но следует помнить, что диапазон частот отвечающий за «эффект присутствия» у каждого вокалиста немного отличается от приведённого. Также следует помнить, что существенное усиление частот в этой области может добавить тембру неприятный резкий оттенок.

Если вы хотите, чтобы вокал звучал более глубоко, и желаете добавить ему теплоты, то не спешите усиливать у него НЧ-составляющую. Лучше убавить диапазон, соответствующий НЧ-диапазону вокала (примерно 150-500 Hz) у других аккомпанирующих инструментов в миксе, например, у гитар или синтезаторных подкладов. Это позволит сохранить тембр вокала максимально чистым и натуральным.

В то же время, ни в коем случае не следует принижать важность аккомпанирующих инструментов в миксе и беспощадно уродовать их эквалайзером. Если вокал упорно не ложится в микс, это нередко является причиной плохой аранжировки или некачественной записи.

Эквализацией, вы скорей всего сможете помочь вокалу лечь в микс, но она будет совершенно недопустимой в том случае, когда вокал уже нормально сочетается со всеми остальными элементами микса.

Надеемся, что приведенные в этой статье сведения помогут вам хорошо разобраться в нюансах эквализации вокала с дальнейшим их применением на практике.

Вокал

___________________________________

Авторы: Ирина Кипаренко, Андрей Скидан

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

.